Российское казачество, 1916 – 1992.
- 02.10.2015
С казака казак повёлся, Вольный, жадный до свобод,
Замешали предки тесто! Богом созданный народ!
Дона воды - кровь по венам, смелость - от Хопра волна,
И Медведицы начало - лаской, нежностью полна...
Казачество как особое сословие
Казаки, к началу ХХ века, представлявшие собой особое военное сословие Российской империи. В XV — XVII веках казаками в России называли вольных людей, свободных от тягла и работавших по найму либо нёсших за жалованье военную службу на окраинах страны. В XVIII веке правительство окончательно подчинило казачество, и до первой четверти ХХ века казаки являлись военным сословием дореволюционной России, несли военную службу. В этот период возникло и закрепилось понятие «войско», означающее территорию организованного проживания казаков, находящихся на военной государственной службе.
Казачество России вначале, в XV — XVII веках, называлось «городовым». Городовые казаки несли гарнизонную и пограничную службу на укреплённых линиях по южным и восточным границам Русского государства. Правительство платило казакам жалованье и наделяло их землёй. Численность городовых казаков в XV веке составляла 5—6 тысяч человек, а к 1680-м годам увеличилась до 7 тысяч человек. Позднее, в XVIII веке, городовые казаки вошли в состав крестьян-однодворцев, а военную службу продолжали нести казаки, подчинённые централизованной политикой царской России, — войсковые казаки.
Войсковые казаки проживали на территории казачьего войска, организованной для жизни и воинской службы самих военных казаков и членов их семей. В XVI — XVII веках области расселения казаков возникали стихийно, а с XVIII века — по воле правительства Российской империи. Первые казачьи вольницы возникли на территориях современной Украины и юга России от Чёрного моря до Уральских гор, куда, в том числе сбегал свободолюбивый народ Русского царства.
Казачество России накануне 1917 года
В 1916 году в России насчитывалось около 4,5 миллионов казаков. В европейской части России жили донские, кубанские, терские и астраханские казаки, на Урале оренбургские и уральские казаки, в Сибири сибирские, енисейские, забайкальские, амурские и уссурийские казаки, а в Средней Азии — казаки семиреченские. Все казачьи территории отличались по количеству населения, а военные казаки носили форму (справу), как правило, отличающуюся от формы других Войск.
Структура казачьего населения России по численности в 1916 году была такова:
- донские казаки — 1495 тысяч человек (33,7 % российского казачества);
- кубанские казаки — 1367 тысяч человек (30,8 %);
- оренбургские казаки — 533 тысячи человек (12,0 %);
- забайкальские казаки — 265 тысяч человек (6,0 %);
- терские казаки — 255 тысяч человек (5,8 %);
- сибирские казаки — 172 тысячи человек (3,9 %);
- уральские казаки — 166 тысяч человек (3,7 %);
- амурские казаки — 49 тысяч человек (1,1 %);
- семиреченские казаки — 45 тысяч человек (1,0 %);
- астраханские казаки — 40 тысяч человек (0,9 %);
- уссурийские казаки — 34 тысячи человек (0,8 %);
- енисейские казаки — 10 тысяч человек населения (0,2 %).
При этом структура численности казаков, находящихся на государственной военной службе, немного отличалась от структуры численности всего казачества:
- донские казаки — около 100 тысяч человек (35,0 % служилых казаков России);
- кубанские казаки — около 90 тысяч человек (31,5 %);
- оренбургские казаки — 27 тысяч человек (9,5 %);
- терские казаки — 18 тысяч человек (6,3 %);
- забайкальские казаки — 14,5 тысячи человек (5,1 %);
- сибирские казаки — 11,5 тысячи человек (4,0 %);
- уральские казаки — 11,5 тысячи человек (4,0 %);
- амурские казаки — 3,5 тысячи человек (1,2 %);
- семиреченские казаки — 3,5 тысячи человек (1,2 %);
- астраханские казаки — 2,5 тысячи человек (0,9 %);
- уссурийские казаки — 2,5 тысячи человек (0,9 %);
- енисейские казаки — 600 человек (0,2 %).
Форма казаков дореволюционной России отличалась следующими цветовыми деталями:
- амурские казаки — тёмно-зелёный мундир, жёлтые лампасы, зелёный погон, тёмно-зелёная фуражка с жёлтым околышем (основные цвета — тёмно-зелёный и жёлтый);
- астраханские казаки — синий мундир, жёлтые лампасы, жёлтый погон, синяя фуражка с жёлтым околышем (основные цвета — синий и жёлтый);
- донские казаки — синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем (основные цвета — синий и красный);
- енисейские казаки — мундир защитного цвета, красные лампасы, красный погон, фуражка защитного цвета с красным околышем (основные цвета — хаки и красный);
- забайкальские казаки — тёмно-зелёный мундир, жёлтые лампасы, жёлтый погон, тёмно-зелёная фуражка с жёлтым околышем (основные цвета — тёмно-зелёный и жёлтый);
- кубанские казаки — чёрный мундир, алый кант, алый погон, чёрная фуражка с алым околышем (основные цвета — чёрный и алый);
- оренбургские казаки — тёмно-зелёный мундир (чекмень), серо-синие шаровары, светло-синие лампасы, светло-синий погон, тёмно-зелёная тулья фуражки со светло-синим кантом и околышем (основные цвета — тёмно-зелёный, светло-синий и серо-синий);
- сибирские казаки — мундир защитного цвета, алые лампасы, алый погон, фуражка защитного цвета с алым околышем (основные цвета — хаки и алый);
- терские казаки — чёрный мундир, светло-синий кант, светло-синий погон, чёрная фуражка со светло-синим околышем (основные цвета — чёрный и светло-синий);
- уральские казаки — синий мундир, малиновые лампасы, малиновый погон, синяя фуражка с малиновым околышем (основные цвета — синий и малиновый);
- уссурийские казаки — тёмно-зелёный мундир, жёлтые лампасы, жёлтый погон с зелёным кантом, тёмно-зелёная фуражка с жёлтым околышем (основные цвета — тёмно-зелёный и жёлтый).
Российское казачество после 1917 года
В январе — июне 1919 года советское правительство решило провести репрессивные мероприятия с целью предупреждения политических выступлений казаков Юга России. Эти мероприятия получили название — «расказачивание». 29 января 1919 года секретным письмом ЦК РКП(б) была определена политика в отношении зажиточных казаков и, затем, казаков, принимающих или принимавших участие в борьбе с Советской властью, — полное их уничтожение. Кроме этого, в отношении всех казаков было решено принять следующие меры:
- уничтожение всех повстанческих объединений;
- уничтожение неблагонадёжных казаков мужского пола;
- поголовное разоружение казаков;
- конфискация скота и продовольствия;
- замещение казацкого населения иногородними бедняками.
11 — 12 марта 1919 года, в ответ на репрессии, начались массовые вооружённые восстания казаков. В связи с этим, уже 16 марта 1919 года правительство приняло решение отказаться от репрессий, но фактически процесс завершился лишь к концу июня 1919 года, что было связано с боями Красной и Белой армий на Юге России. С сентября 1919 года репрессии против казаков были прекращены, а казаков обложили продразвёрсткой. Общая численность репрессированных казаков за период с июля 1918 года по конец 1919 года составила, по данным историка Л. И. Футорянского, около 3,5 тысяч человек на Дону и около 2 тысяч человек на Кубани и в Ставрополье. В 1920 году казачество как сословие было упразднено Советской властью.
25 января 1931 года репрессивные меры против казачества были применены вновь — на этот раз с целью переселения казаков. Около 45 тысяч человек (это около 9 тысяч семей) были выселены из Причерноморья в засушливые степи Ставрополья, а всего по стране переселениям подверглись не менее 300 тысяч казаков, большинство из которых проживали на Юге России и в Уральской области. В 1936 году, казакам разрешили служить в красной армии. С 1936 года до середины 1940-х годов были образованы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие впоследствии в Великой Отечественной войне.
После распада СССР
16 июля 1992 года произошла реабилитация казачества. С этого времени началось возрождение казачества во всех регионах России, хотя фактически возрождений началось на рубеже 80-х и 90-х, уже прошлого, века.
Стали появляться различные казачьи организации, многие дожили до сегодняшних дней. Принимались новые законы, создали Государственный реестр казачьих войск. В реестре ввели минимальный списочный состав, что привело к «размыву» казачьих рядов. Существует масса общин, обществ и тому подобного с 2-10 казаками, что опять же не идёт нам казакам на пользу. И естественно вредит государству, подрывая авторитет казачества перед народом и Президентом. Атаманы без войск, с полковничьими погонами, увешанные значками «медалями», раздувающие щёки от своей значимости в кругу таких же, становятся всеобщим посмешищем и дискредитируют нас КАЗАКОВ.
Пороть их надо, но получается некому!
Это тема, не этой статьи!
//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//