Из сословия в народ: казаки накануне революции 1917 года и сегодня (продолжение)

Начало на http://клин-казак.рф/kazaki-i-obshchestvo/iz-sosloviya-v-narod-kazaki-nakanune-revolyutsii-1917-goda-i-segodnya.html

Для обеспечения жительства и службы сибирским казакам определялось по 15 десятин земли. У кого из казаков не было своего хозяйства, те — получали довольствие. При дальних и внеочередных командировках казакам выплачивались из казны «оклады». Помесячно казаки получали от казны провиант по нормам солдатского довольствия. Службу они несли в своей собственной одежде. На год получали четверть фунта пороха — т. е. около 100 грамм.

Городовой казачий полк комплектовался детьми казаков того же полка, т. е. казачья служба в Сибирском войске была наследственной и по месту несения службы. Дети, «прижитые казачьими девками и вдовами», определялись в казаки. Губернатор своим решением мог пополнять полк из людей разных состояний. Сибирское казачье войско было наиболее открытым для вступления в него. Известны случаи массового приема в казачью службу содержавшихся в Сибири военнопленных. Так, в составе сибирских казаков оказались французы, поляки и литва, а потом по наследованию службы и их потомство. Из местных в составе Сибирского казачьего войска, например, был Татарский полк, в состав которого зачислялись исключительно казаки и офицеры, исповедующие ислам.

Дети городового сибирского казака даже перед Первой мировой войной не могли выйти из своего сословия. Дети офицеров поступали в службу в чине пятидесятника. Губернатор производил в чины урядника, т. е. унтер-офицера. В офицерские чины сибирские казаки определялись в общем порядке по представлению губернатора. Казаки и урядники состояли в службе пока «продолжать оную в силах». Увольнение могло производиться по медицинскому освидетельствованию. Офицеры на таком же основании увольнялись со службы решением губернатора.

Гражданское управление казачьими войсками. В отношение местного гражданского управления Российская Империя накануне революции подразделялась на губернии, области и градоначальства. В этом ряду «особые порядки гражданского управления» определялись отдельно для: Области войска Донского, для территорий Астраханского, Оренбургского, Кубанского Уральского, Сибирского, Семиреченского, Забайкальского, Амурского, Уссурийского казачьих войск. Еще раз напомним, что всеми войсками, кроме Сибирского, гражданское управление осуществляло Управлению казачьих войск Военного министерства Российской Империи, т. е. в плане гражданского управления административные казачьи территории рассматривались и в мирное время как особые казачьи военные округа.

Целиком казачьей в плане гражданского управления была Область войска Донского. В ней только градоначальства Ростова-на Дону, Таганрога, Александровска и посада Азов были изъяты из ведения Военного министерства. Гражданское управление Областью войска Донского осуществлял назначенный указом императора войсковой наказной атаман, при котором состояла войсковая канцелярия. Звание войскового наказного атамана соответствовало званию генерал-губернатора, а наказного атамана в остальных войсках — званию военного губернатора. В большинстве войск существовали войсковые штабы. Область войска Донского имела свою окружную и городскую полицию, свой суд. Для внутреннего управления в Донском войске было учреждено областное, а в прочих войсках — войсковые хозяйственные правления. Казачьи войска, кроме самых малочисленных, были разделены на округа или отделы, во главе которых стояли атаманы и начальники округов или отделов.

Казачьи войсковые чиновники проходили службу по общим имперским законам и имели соответствующие чины по Табели о рангах. Особенностью функционирования гражданской службы в казачьих областях было то, что она финансировалась не из общего имперского бюджета, а из местных доходов, т. е. казачьи войска имели собственную казну. Управление казачьими войсками имело свои частные нюансы, на которых мы дальше не будем останавливаться. Отметим только следующие факты:

— Астраханское казачье войско имело «пожалованные земли» в Астраханской, Саратовской и Самарской губерниях;

— Оренбургское казачье войско — в Оренбургской губернии;

— Уральское — Уральской губернии;

— Сибирское — Акмолинской, Семиплатинской областях и губернии Томской;

— Семиреченское — Семиреченской области;

— Забайкальское — Забайкальской области;

— Амурское — Амурской области;

— Уссурийское — в округе Уссурийского казачьего войска Приморской области. Т. е. только часть территорий этих названных административных единиц находилась под казачьими войсками и управлялась соответствующим образом.

Самоуправление на казачьих войсковых территориях далее мы рассмотрим на примере Области войска Донского. Похожий порядок с нюансами в терминологии существовал и в других казачьих войсках. На местах Области войска Донского существлялось станичное управление, состоявшее из станичного сбора (т. е. собрания), станичного атамана, станичного правления и станичного суда. Отменить решения станичного суда могли лишь решением Областного, Войскового или Войскового хозяйственного правления. В рамках станиц существовало хуторское общественное управление, состоявшее из хуторского сбора или хуторского атамана. Из должностных лиц общественного самоуправления одни замещались по выбору, а другие по усмотрению общества.

Землевладение войскового казачества. Казачьи войска обладали «дарованными привилегиями и преимуществами». В отношение земельного устройства земли юридически принадлежали казачьим войскам — т. е. были специфической пожалованной верховной властью военной общинной собственностью, которая обеспечивала не только жизнедеятельность, но и военную службу лиц, принадлежавших к казачьему воинскому сословию.

Земли казачьих войск назначались на отвод станицам и на наделы генералам, офицерам и чиновникам войскового сословия и на «разные войсковые надобности». При наделе казачьих станиц по закону определялось 30 десятин «удобной земли» на каждую душу казачьего сословия (это, разумеется, был чаще всего не достижимый идеал), включая генералов, офицеров и чиновников, и по 300 десятин на станичную церковь.

Казачьим генералам, офицерам и чиновникам земли назначались в «потомственную собственность». Пока они или их потомство состояли в войсках, их не могли лишить этой земли. Денежное содержание и пенсии генералы, офицеры и чиновники получали от Войска. Семейства умерших получали пенсию на основании общих для империи пенсионных правил.

В казачьих войсках действовало собственное социальное призрение. Пособия назначались казакам, покалеченным на военной службе, вдовам казаков, погибших на военной службе в мирное время или на войне. Для этого и других целей в казачьих войсках вводились свои особые налоги и пошлины. Они использовались для пополнения войсковой казны и пенсионных фондов. По части финансирования своих нужд станицы имели свои «капиталы».

Из частных нюансов — пребывание евреев на войсковых территориях было запрещено. На территории Области войска Донского, например, специальным указом было запрещено евреям приобретать недвижимость.

Народное образование в большей части казачьих войск было поставлено достаточно хорошо. В некоторых войсках к началу ХХ века грамотность фактически стала обязательной для всего подрастающего мужского поколения.

* * *

Таким образом, накануне революции 1917 года в российском праве имелось обширное и довольно регламентированное законодательство о «казачьем войсковом сословии». Специальный закон определял юридический статус лиц, принадлежавших к этому сословию. Были определены порядок военного и гражданского управления, самоуправления на низовом уровне. Законодательство о казачестве имело три главных узла — о сословном состоянии, порядке несения военной службы и о порядке земельного обеспечения, в котором просматриваются государственно-общинные черты. Казачество от верховной власти имело дарованные привилегии и пожалования, но «расплачивалось» оно за них военной службой и военизированной системой управления и самоуправления. Если посмотреть на дело с абстрактной точки зрения, то трудно определить, выгодней ли было бы Российскому государству на рубеже веков и перед Мировой войной иметь, вместо казачества и занятых им территорий, обычное податное население, исполняющее воинскую повинность на основании обычных правил. Но, если взглянуть на дело конкретно, то следует признать, что Российская Империя с большой степенью совершенства смогла приспособить под свои нужды целое историческое явление, обеспечив себе посредством него, в том числе, завоевание обширных фронтирных территорий, продвижение по ним к новым пределам и охрану созданных новых границ.

Однако вся эта стройная юридическая конструкция была опрокинута в четыре месяца после ноября 1917 года несколькими революционным актами. Революция, вместо того, чтобы приспособить посредством реформ, казачью военную службу, начисто уничтожила само явление.

Свержение монархии в феврале 1917 года отменяло мотивацию казачьей воинской службы и отрицало императорские привилегии и пожалованья.

Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года в статье 1-ой упразднял «все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения». Упразднялись все гражданские чины. Всякие звания — дворянина, купца, мещанина, крестьянина, титулы и наименования гражданских чинов уничтожались. Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменялись. Вместо «подданных» декрет вводил понятие российского гражданства. Таким образом, именно этот декрет и ликвидировал казачье войсковое сословие, а вместе с ним все его сословные права и обязанности, с также наследственную военную службу. Через освобождение от сословного строя казачество было уравнено с прочими освобожденными податными сословиями, которых ранее казаки считали ниже себя.

Декрет СНК от 16 декабря 1917 года «О выборном начале и организации власти в армии» объявил единственной властью в армии не командиров, а соответствующие солдатские комитеты, советы и съезды, введя также принцип выборности командиров. Декрет под корень разрушал управление казачьими войсками и внутреннее командование в частях.

Декретом СНК от 16 декабря 1917 года «Об уравнении всех военнослужащих в правах» в армии были упразднены все чины звания, знаки их отличия и титулования. Декрет официально разрушил систему казачьих войсковых чинов, а вместе с ней и воинскую субординацию. Оба декрета отменяли главные принятые принципы руководства армией и казачьими воинскими частями.

Декрет II Всероссийского съезда Советов о земле для начала только предложил «самое справедливое разрешение земельного вопроса» — «вся земля обращается во всенародное достояние». Однако уже через три месяца принятый III съездом Советов 27 января (9 февраля) 1918 года «Основной закон о социализации земли» отменял навсегда всякую собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики. По этому закону особое казачье землевладение ликвидировалось. Земля перешла в «пользование всего трудового народа». «Пользованье» означало реставрацию государственной земельной собственности. Раздел II «Кто имеет право пользоваться землей» не предусматривал войсковое казачье пользование землей. Раздел III «Порядок предоставления земли в пользование» предусматривал первоочередной порядок землепользования для безземельного и малоземельного местного земледельческого населения и местных батраков, а также пришлого земледельческого населения. Этот пункт означал старт борьбы казачества за землю с т. н. «иногородними». Раздел IV «Установление земледельческой потребительно-трудовой нормы» предполагал введение норм, ниже принятых до революции в казачьих войсках. Все это вкупе грозило переделом земли в пользу лиц, не относившихся до 1917 года к казачьему сословию. Революционное земельное законодательство стимулировало гражданскую войну на территориях казачьих войск.

Теперь о практических мерах посредством революционных директив. 24 января 1919 года на заседании Оргбюро ЦК РКП (б) было рассмотрено «Циркулярное письмо ЦК об отношении к казакам». Решение: «Принять текст циркулярного письма. Предложить комиссариату земледелия разработать практические мероприятия по переселению бедноты в широком масштабе на казачьи земли».

Резолюция Донбюро РКП (б) от 8 апреля 1919 года постановила: «Насущная задача — полное, быстрое и решительное уничтожение казачества, как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, физическое уничтожение казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, распыление и обезвреживание рядового казачества и о формальной его ликвидации». Таким образом, революционная социально-экономическая политика была направлена на базисные основы существования казачества, а террор призван был уничтожить не только донскую казачью элиту, но и рядовое казачество.

Что касается управления, то в ходе советизации Дона, Кубани и Терека большевики провозгласили автономные Донскую, Кубанскую и Терскую советские республики. Однако все эти образования не получили поддержки у основной части казачества и пали в ходе антисоветских мятежей 1918 года. В ходе гражданской войны система прежнего центрального управления и самоуправления на территориях казачьих войск была начисто ликвидирована и заменена Советами. Однако формирование местных Советов на территориях бывших казачьих войск развивалось в условиях ярко выраженного политического противостояния, гражданской войны и террора. Из-за тяжкого наследия выборы в Советы до 1925 года в казачьих областях Дона, Кубани и Терека проводилось с грубыми нарушениями советского законодательства. В казачьих областях выборные Советы неоднократно заменялись на назначаемые революционные комитеты (ревкомы). Великолепная система казачьего самоуправления и низовых судов была начисто разрушена.

В продолжении этой статьи мы рассмотрим проект предлагаемого закона о российском казачестве и принятые уже законы о казачестве в свете исторического опыта законодательства Российской Империи о казаках.

(Продолжение следует)

Дмитрий Семушин

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2018/05/05/iz-sosloviya-v-narod-kazaki-nakanune-revolyucii-1917-goda-i-segodnya

 
//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//