Седла

ИзображениеСедло — часть снаряжения для езды и перевозки грузов на спине животного.

Главная задача седла для верховой езды заключается не только в создании максимального удобства для всадника, но и в защите спины животного. При езде без седла основной вес всадника приходится на седалищные кости, а седло перераспределяет нагрузку по лавкам седла, общая площадь которых больше площади соприкасающихся со спиной лошади седалищных костей всадника. Таким образом, несмотря на увеличение общей массы на спине лошади, давление на единицу поверхности её спины уменьшается.
Седло изобретено в Тюркском Каганате наряду с металлическими стременами, и металлической пряжкой.


Существует несколько классификаций сёдел, одна из которых выглядит следующим образом:

1. Сёдла английского типа - это сёдла для большинства видов классического конного спорта, к которым относятся:
- выездковое;
- конкурное;
- троеборное;
- универсальное спортивное седло, а также
- седло для шоу;
- седло для конного поло;
- охотничье;
- скаковое седло;
- седло для рысистых бегов;



2. Сёдла типа вестерн, или пастушьи сёдла - такие сёдла используются в вестерне, иногда в туристических походах, поскольку их конструкция такова, что при правильном подборе такого седла лошадь может проводить под ним до 5 часов в день без ущерба для мышц спины (в то время как под седлом английского типа лошадь может проводить не более 2 часов в день); к пастушьим сёдлам относятся:

- собственно седло вестерн;
- австралийское пастушье седло;

3. Сёдла азиатского типа - современные азиатские сёдла принято делить на две группы:
- сёдла Центральной Азии;
- сёдла Восточной Азии (эта группа делится на несколько типов).

А так же другое типы седел: 
дамское седло
седло для дистанционных пробегов
седло для ТРЕКа
кавалерийское седло
Черкесское седло
казачье седло
строевое седло
полицейское седло
седло МакКлеллана
седло без ленчика
вьючное седло
вольтижировочное седло
камаргское седло
испанское седло
португальское седло

Седло XVII века 

 

До Николая I. 

Конское снаряжение состояло из казачьего седла (с высокими луками и подушкой), чемодана из белого сукна, черных кожаных уздечки, нагрудника и подхвостника, а также суконных чепрака и подушечного чехла: у лейб-казаков - алых, а у лейб-уральцев - малиновых с обшивкой по краям и поперек углов белой тесьмой (у офицеров серебряным галуном). 

 

При Николае I. 
Конское снаряжение в основном осталось прежним. Казачьи седла сохранили высокие острые луки, причем задняя делалась более пологой, чем передняя. К остову седла с обеих сторон крепились на двух узких ремешках четырехугольные кожаные тебеньки (крылья), а к полкам седла - две ременные подпруги и путлища, просовывавшиеся в полированные стремена. Сзади при помощи ремней к седлу привязывали (у офицеров пристегивали) пахву (подхвостник), а спереди на луку набрасывали и закрепляли с левой стороны седла подперсье. Уздечка, как и прежде, состояла из налобника, щечных ремней, подбородника, переносья, и связанных вместе узлами поводьев и чумбура. Снаряжение офицерских лошадей украшалось медными бляхами. Под седло клали потник, обшитый черной кожей, а между лук - кожаную мягкую подушку, которая пристегивалась кожаным чересседельным троком, проходившим по ее середине, поэтому середина седла была самой низкой его частью, это и составляло главную особенность конструкции казачьих седел - в других кавалерийских седлах самая низкая часть находилась ближе к задней луке. 
В торжественных случаях седло покрывали вальтрапом из сукна мундирного цвета с обшивкой по краям тесьмой прикладного цвета, а на подушку надевали суконный чехол с выкладкой по шву. Офицерские вальтрапы, кроме того, отделывались тесьмой (в артиллерии золотым галуном) на передних углах длиной в 24 см, а на задних - 42 см. У забайкальцев вместо вальтрапа ввели седельный чехол из черной кожи, обшитый по краям красной тесьмой, а подушка шилась из серого сукна. Седельный чехол офицеров над красной тесьмой украшался серебряным галуном. 
Во время похода казаки возили с собой на своих конях форменную одежду, необходимые вещи и продовольствие. Все это хранилось в седельном вьюке. Он состоял из серого суконного чемодана, в который укладывали парадную форму и сапоги, фуражных сакв (в них возили корм для коня), сухарных сум для продовольствия, седельной подушки для хранения белья, портянок, перчаток и т. д., конской торбы, в которой лежали скребница, щетка и другие мелкие вещи. К передней луке приторачивали скатанную в трубку шинель или бурку. 

 

При Александре II.
В войсках в 1867 году суконные вальтрапы и подушки заменили черными кожаными, суконные чемоданы - кожаными сумами, перекидными через седло, но в 1874 году чемоданы возвратили. Шинель скатывали и укладывали к задней луке на сумы. Полагавшееся ранее подперсье отменили, вместо него в случае надобности использовался нагрудник - передняя подпруга, которая застегивалась вокруг груди лошади. Состав седельного вьюка был дополнен фуражным арканом длиной 14 м и толщиной 1 см. 
У кавказских казаков все снаряжение оставалось прежним. Седло делалось с острыми луками, четырехгранными крыльями из черной кожи, двумя подпругами и ременными путлищами, в которые продевались полированные (железные или медные) стремена в виде стаканчика. Уздечка и пахвы изготовлялись из более тонких, чем в других войсках, черных кожаных ремней и богато украшались бляшками с чернью, позолотой и т. п. 
На седло надевался кожаный четырехугольный чепрак, обшитый по краям красной тесьмой, а у офицеров, кроме того, серебряной или золотой тесьмой или черкесским галуном, а между лук укладывалась черная кожаная подушка, отделанная с обеих сторон по типу чепрака, крепившаяся с помощью ременного трока (длина края чепрака вдоль лошади составляла 50 см). 

 

При Александре III. 
В Донском, Уральском и Оренбургском войсках лавки ленчика стали делать с плоской поверхностью, без прежнего прогиба, длина и ширина лавок была уменьшена, луки разводились шире, отчего просвет над хребтом лошади уменьшился. У кавказских казаков лавки ленчика часто делали неодинаковой величины, это портило спину лошади, сам ленчик был то не в меру высок, то узок, то, наоборот, слишком широк, обе луки большей частью ставились почти перпендикулярно, что беспокоило всадника при спусках и подъемах в горной местности. Применялись стремена разнообразной формы, нередко непригодные для войны. Размещение вьюка не было как следует продумано. Все эти недостатки следовало устранить. Начались работы по созданию нового типа казачьего седла, современного, приспособленного к любым боевым условиям. 

При Николае II. 
Во всех казачьих войсках с 1895 года полагался деревянный арчак одинакового образца, оклеенный снаружи тонкой черной кожей, вводились переметные сумы особой конструкции. Каждая сума состояла из двух отделений: заднего прямоугольного и переднего цилиндрического, общей длиной 45 см, высотой 27 см и шириной 23 см. Они могли быть кожаные, бурочные шерстяные черного цвета, но крышка у всех делалась только из кожи. Суконный гвардейский чепрак выкраивался из двух половин, сшивавшихся между собой внутренним швом с выгибом в верхней части по форме арчака, имел два мыска по форме и размерам головок передней и задней лук, передние и нижние (боковые) края - прямые, задние, от середины с небольшим отклонением вниз к углам, образовывали с нижними краями острые углы. Чепрак обшивался поперек каждого угла и по краям лампасами или галунами. Его длина по прямой линии: по середине - до 80 см, по нижним краям от заднего до переднего угла - 85 см; ширина чепрака, сложенного вдвое, спереди около 36 см и сзади около 57 см. 
В 1911 году были внесены новые изменения в конское снаряжение. Переметные сумы заменены передними и задними. Первые представляли собой два одинаковых кожаных цилиндра высотой 30 см и диаметром дна 13 см; вторые имели четырехугольную форму с закругленными нижними углами и достигали в длину 30 см, в высоту 20 см и в ширину 10 см. Теперь полное конское снаряжение состояло из уздечки, подперсья (одного подгрудного и двух нагрудных ремней), пахвы (четырех сыромятных ремней), арчака, подушки, трока подушечного, двух крыльев, двух путлищ со стременами, двух пар приструг, двух подпруг, потника, потниковой крыши, двух переметных сум для заднего вьюка, девяти вьючных ремней, четырех кожаных петель, двух переметных сум для переднего вьюка и одной кожаной петли, а в гвардии еще дополнительно из суконных чепрака и чехла на подушку. Весь конский убор полагался черного цвета. В гвардейских частях на ремни устанавливались украшения из красной меди: две круглые бляхи на подперсье и пахвах, одна четырехугольная, со срезанными углами на уздечке, тринадцать круглых кнопок на подперсье, пахвах и уздечке и три сердцевидные пластины на подперсье. Таким же образом украшалось офицерское войсковое конское снаряжение (но с меньшим числом кнопок или без них). Нижним чинам кавказских войск разрешалось иметь на ремнях пряжки, гайки, наконечники произвольных образцов: позолоченные, серебряные с чернью, стальные, железно-луженые или другие, но в конных частях - белого, а в артиллерии - желтого цвета. Для управления лошадью нагайка применялась только у казаков. 

Изображение

Подлинное казачье седло. Нач.ХlХ в.
Изображение

Средневековые европейские седла.



Венгерское седло 10 в. богатейший дружинный могильник Karos-Eperejessog.

Декорированые пальметами серебрянные накладки, все седло собрано на деревянных нагелях, размеры передней луки: высота 23 см, ширина 24,8см. 
боковые планки: ширина 13,5см, длина 32,5 см. 

В Центральной и юго-восточной Европе V века, вероятно, знали седло (нем. Sattel), но не пользовались им. Они отдавали предпочтение своего рода попонам из грубой ткани и не видели необходимости в более удобном снаряжении. Так, сарматский всадник, изображенный на сосуде из клада Надьсцентмиклош (Венгрия), сидит на неоседланной лошадии без стремян.

Изображение
Челенг, шейная подвеска лошади, из позолоченного серебра, украшена крупными кабаньими клыками; султан — из шерсти яка, от т. н. «венгерского снаряжения» эрцгерцога Фердинанда Тирольского. Вторая пол. XVI в.


В VIII веке повсеместно стали применять небольшие и богато украшенные седла, появилась необходимость и в стременах. Однако седло было еще маленьким и состояло из деревянного основания и очень низких передней и задней лук. На седло укладывалась небольшая подстилка. Закреплялось седло подбрюшным ремнем, иногда также передним и задним ремнем. Так выглядит седло в Золотой псалтыри из Санкт-Галлена.

Изображение
Конский намордник, из луженого железа; местами ажурный, местами из проволочной сетки; на обруче сделана надпись: «WAS GOT BESCHERT, IST UNERWERT» («Неведомо, что Бог пошлет»). Венская работа. Вторая пол. XVI в. Коллекция Франца Тилля.
Оседланный жеребец. Ковер из Байе, кон. XI в.
Арагонское стремя. Подражание мавританским работам, XIII в. Музей Армерия Реаль в Мадриде.


В конце XI века образовалась уже типичная форма седла. На ковре из Байе мы видим седла одинаковой формы и у саксов, и у норманнов. Они имеют почти плоскую спинку с низкой передней и высокой, загнутой улиткой задней лукой. Стремена умеренной величины, полукруглой формы.
Седло состоит из следующих частей: передней луки (нем. vordere Sattelbogen), задней луки (нем. hintere Sattelbogen),седалища (нем. Sitze), крыльев (нем. Seitenblätter), покрышки (нем. Decke), подпруги (нем. Steigriemen), стремян(нем. Steigbügel), грудного ремня (нем. Stegreifen) или подперсья (нем. Brustriemen), наконец, пахвенного ремня(нем. Schwanzriemen).

Около 1127 года появилось седло с глубоким седалищем. Передняя лука подана вперед и образует завиток, задняя обычно поднята выше и сильно загнута назад, покрышка расстилается до нижних краев и закрепляется с помощью двух ремней. Уже в это время появился унизанный бубенчиками грудной ремень, или подперсье. Стременам придается бутылкообразная форма. В 1163 году впервые появляются стремена, подвешенные на цепочках. Такая форма седловки сохраняется до конца 60-х годов XII века, однако еще на печатях 1181 года видны всадники без седел, сидящие на длинных, развевающихся чепраках.
Примерно с 1170 года существенно изменяется задняя часть седла, очевидно из-за стремления всадника сидеть более надежно. Передняя лука придвигается ближе к холке, а задняя становится выше и шире, приобретает по бокам приращения — «ясли» (нем. Krippen). Это старейшая форма ясельного седла (нем. Krippensattel), которое применялось до первого десятилетия XVI века.

Изображение

Изменения посадки всадника XII—XIV вв. по средневековым печатям.
а) Печать 1170 г. Филиппа Эльзасского, графа Фландрского (1168—1191).
b) Печать 1184 г. Пьера де Куртене.
c) Печать 1315 г. Луи, графа де Невер.
d) Печать 1235 г. Бодуэна, графа де Гине.


Уже на печати Бодуэна, графа де Гине, 1235 года видно, что плоская обратная поверхность задней луки снабжена изображением герба владельца. Этот обычай продержался вплоть до XIV столетия.

На протяжении XIII века передняя лука постепенно становилась ниже и уменьшалась в размерах, седло стали снабжатьвыступом (нем. Knopfe,). Крепили седло так, что соседние ремни под грудью скрещивались. Стремена приобрели абсолютно треугольную форму. К 1360 году боковые приращения — ясли приобретают все более ярко выраженную форму, чуть ли не образуя сплошное кольцо, так что трудно представить себе, как всадник втискивался в эти ясли между передней и задней лукой.

Изображение
Арагонское седло короля Арагона Хайме I (1208—1276). Музей Армерия Реаль, Мадрид.
Лошадь с «ясельным» седлом и пахвами с подвесными ремнями. По фреске, изображающей поклонение волхвов, в церкви Велемер в Венгрии. 1378 г.. «Ясельное» седло императора Максимилиана I. Вторая пол. XV в.


Примерно с 1350 года передняя лука понемногу снова становится выше и сливается с выступом, в этом видна потребность лучше защищать живот и бедра всадника; образуется несколько иная форма ясельного седла, которая около 1520 года исчезает. На роскошных седлах XIV века сохранился лишь намек на эти формы. И вот появляется тяжелое кирасирское седло (нем. Kürißsattel, с широкими седалищными подушками (нем. Sitzblatte), высокими передней и задней луками, с прямоугольными крыльями по сторонам. Характерная особенность этого седла —шенкельные утолщения (нем. Schenkelwülste) в начале задней луки, служившие для того, чтобы всадник мог крепче держаться шенкелями. Переход от ясельного седла к кирасирскому характеризуется и формой стремени 1523 года. Седельные луки с внешних сторон стали облицовывать листовым железом, а само седло крепить двумя отдаленными друг от друга ремнями. Возникновение этой формы седла совпало также с изменением доспеха всадника и введением чрезвычайно широких железных башмаков — «медвежьих лап», из-за чего стремя соответственно стало очень широким. Около 1510 года появились закрытые стремена, которые пришли из Италии и поначалу предназначались для защиты ноги. Им придавали форму башмака и называли стремя-башмак (нем. Bügelschuhe, um. staffe a gabbia). Позднее ногу стали защищать только решеткой из железного прутка, чтобы в случае падения воин не остался висеть на стременах. Ганс Крейцбергер в своем труде 1572 года об уздечках и удилах почему-то называет их женскими стременами.

Изображение
«Ясельное» седло. Нач. XV в. Бывшее собрание Л. Мейрика.
Охотничье седло, обтянуто красной кожей, с круглым вышитым чепраком и металлическими стременами. Южная Франция, XIV в.

Изображение 
Albucasis, Tacuinum sanitatis, Германия (RhВnanie), XV-ой век 
Париж, БЮРО НОРМ И СТАНДАРТОВ, отдел Рукописей, Латыни 9333
 
Изображение 
Tacuinum Sanitatis, XV-ой век 
Париж, БЮРО НОРМ И СТАНДАРТОВ, Отдел рукописей, Латыни 9333, fol.85 85 v
 
Изображение 
Седло №1 – из Вены 
Изображение 
Изображение 
седло №3 – «Это седло было сделано для Святого римского Короля Albrecht II (1397-1439), первого Габсбурга, который управлял не только по Империи но также и по Богемии и Венгрии. Гребни этих стран также используются в художественном оформлении седла. Изображенный с обеих сторон наклоненного рожка дракон, символ Заказа Дракона, основанного в 1408, чтобы защитить Христианство. Стиль этого художественного оформления со многими маленькими числами, созданными листьями чертополоха, является напоминающим о южной немецкой текстильной работе времени, c. 1430. Эти два разреза на месте для приложений стремян, обхвата и подушки места. Цитата - Церемониальное Седло; Юго-восточный немецкий язык, 1438-1439; Лес, слоновая кость; H 40 см; HJRK Inv. Нет. 73» 
Изображение 
Изображение 
Изображение





Седла стали более громоздкими и тяжелыми, в связи с этим мастера-седельники вынуждены были усилить подперсье, спереди появилась выпуклая, как правило украшенная, металлическая пластина, которая изредка встречалась еще в XV веке. Но и этого оказалось недостаточно, поэтому в XVI веке отличным элементом седла становится хвостовой ремень. 

Седло в средние века было излюбленным предметом богатого художественного оформления. Определенные свидетельства этому можно найти в Золотой псалтыри из Санкт-Галлена, а также в художественных произведениях XII века, как, например, в «Песни о Нибелунгах», где упоминается седло, украшенное камнями из Индии. О том, с какими значительными затратами было связано художественное оформление седел в XIII и XIV веках, имеются документы.

Изображение
Тяжелое кирасирское седло Отто Генриха, пфальцграфа Рейнского.
Полированное, с травленными чернью полосами. Германия, 1523 г.
Стремя от тяжелой сбруи. Ок. 1510 г.
Закрытое стремя, от парадного седла времен императора Максимилиана II
.


Например, счет Жоффруа ле Бретона, выписанный коннетаблю французского королевства Раулю графу д'О, датируемый 1336—1339 годами: «Монсеньора роскошное седло для скачек спереди и сзади обито накладным украшением из серебра в виде тростника, и по углам этого украшения обрамление, а на обеих луках — Амур, одетый в золотую парчу, с натуры составленный, руки и голова из слоновой кости, а крылья из золота. В руке свиток из финифти, и сидит он на скамье из бархата. При одном из этих Амуров — пастушок, при другом — пастушка, тот и другая одетые в парчу, головы и руки из слоновой кости, а на лугу видны овцы из слоновой кости, которые пасутся, и при них собака из слоновой кости. Названный луг усыпан прекрасными сверкающими цветами». Отделывали седло в зависимости от тех денежных средств, которыми располагал всадник, либо цельными пластинами с плоским рельефом из слоновой кости, либо отдельными деталями из слоновой кости, вставленными в дерево. Из этих седел, совершенно без седалищных подушек, некоторые экземпляры еще сохранились в музеях. Наиболее старые из них относятся к концу XIV века. Большинство из них французские или бургундские, но на обручах некоторых есть также и нижненемецкие надписи. Стремена ясельных седел позднейшего периода имеют своеобразную форму. Они трапециевидные, очень узкие, из полосового металла, а широкая подножная пластина, или ступица (нем. Trittplatte), у них имеет скос наружу.

Изображение
Парадное седло, выложено слоновой костью и богато украшено фигурным рельефом; рисунки на мотивы легенды о святом Георгии. Кон. XIV в. Национальный музей в Будапеште.
Правое стремя от «ясельного» седла, из кованого железа. Вид спереди и сбоку. Середина XV в.



Изображение 
Изображение 
Изображение 
Турнирное седло. Тут рыцарь едет практически стоя 
Вот ещё турнирные сёдла второй половины XIV-XV.: 
В народе они назывались "Рыцарская люлька"
 
Изображение 
Изображение 
Изображение

 

Старинное венгерское седло конца XV века, примером которого служит роскошное седло, принадлежавшее Максимилиану I, представляет собой нечто среднее между немецким и арабским седлами. Оно не так высоко поднято, передняя лука узкая, низкая, но верхняя часть ее высокая, загнута вперед и стиснута с боков. Седалище устроено таким образом, что от вершины задней луки к передней проходит плавная кривая линия. Задняя лука похожа на арабскую, но значительно шире. Немецкие всадники в XVI столетии часто пользовались венгерскими седлами, да и вообще венгерскими и польскими седлами пользовались вплоть до новейшего времени. В конце XVI века в Германии даже стали подражать старому турецкому обычаю окрашивать хвост лошади в красный (свинцового сурика) цвет. Позднее седла, называемые венгерскими, своей формой следовали уже не столько старовенгерским образцам, сколько московитским и польским, что нетрудно установить путем сравнения представленных здесь изображений. Особенностью всех восточных седел является прикрепленное внизу левого крыла нечто вроде ножен для меча-кончара, который, таким образом, тоже относится к конскому снаряжению, как сабля или меч к вооружению всадника. Такого рода приспособления появлялись время от времени и на немецких кирасирских седлах в период турецких походов второй половины XVI столетия.
Достоин внимания предмет старовосточного конского снаряжения, который позволяет отчетливее представить себе тактику конницы Востока: это так называемый ручной барабан (нем. Handpauke, в транскр. с тур. tabl), который привязывали с правой стороны передней луки седла. Такой барабан употреблялся во всех армиях Востока, а также у татар и поляков. Корпус его был из листовой меди или из бронзы. Снизу он заканчивался тупым концом с приклепанным ушком. К этому ушку, а также к верхнему краю барабана крепился ремень, которым он привязывался к седлу. Диаметр барабана редко превышал 25 см. Чтобы предохранять от сырости на марше, его снабжали чехлом из яловой кожи. Многие всадники утверждали, что на их барабанах натянута человеческая кожа, звук от которой должен был оказывать на врага неодолимое действие.
Ручной барабан был исключительным средством для поднятия морального духа при атаке на отряд, впервые противостоящий восточной коннице. Мощное войско, постепенно ускоряя аллюр, под непрерывный бой барабанов стремительно неслось на противника; на близком расстоянии под те же звуки всадники выхватывали сабли и, размахивая ими, с криками «алла» врубались в ряды врага.

Изображение
Венгерское седло императора Максимилиана I. Седло и чепрак из красной кожи, расписаны золотой краской в восточном стиле. Нач. XVI в.



Вот ещё сёдла 1490-1495 гг. 
Изображение 
Изображение 

1510 г.
 
Изображение 
1550-1555 гг. 
Изображение 

1546 г.
 
Изображение 
Изображение

Турнирные сёдла начала 15 века:Изображение 
Изображение 
Изображение

Изображение 
Роскошное немецкое седло, изготовлено в 1450 году 
Изображение 
Роскошное немецкое седло, диски кости, древесина, кожа, Длинные 55,5 см, пожалуй, изготовлено в 1400 году. 
(Музейная фотография Keiser)
 
Изображение 
Седло, Германия, ок. 1440 - ок. 1480 
дерево, олений рог, воск, кожа и береста, hatched*, резное и полированное 
вес: 3.19 кг 
A407 (коллекция Уолеса)
 
Изображение 
Седло, Германия, ок. 1440 - 1460 
дерево, олений рог, береста, кожа и воск, резное, incised**, подкрашенное и полированное 
длина: 100 см, полная 
вес: 3 кг 
A408 (коллекция Уолеса) 
Вся поверхность этого редкого деревянного седла пятнадцатого века покрыта резным оленьим рогом, украшенным заполнением из твердого цветного воска. Отделка содержит в себе беседу изысканных любовников: например, леди спрашивает “а если война закончится?” на что её возлюбленный отвечает, “буду рад принадлежать тебе” ***. Известны несколько таких богато-украшенных сёдел; ещё одно, немного скромнее по композиции отделки, также в Коллекции Уолеса (инв. номер A407). Их точное назначение неясно; предполагается, что они использовались для лошадей, ведомых в процессии в церемониальных случаях, служа в качестве явного свидетельства успешности и вкуса.
 

Испанские седла 15 в: 
Изображение 
Изображение 
Национальная библиотека Франции, Отдел Рукописей, западное Отделение 
Автор / название: caballero cifar 
Страна: espagne 
Происхождение: Кастилия 
Век: 15-ый век 
Дата: 4-ая четверть

 

Самые ранние упоминания о сёдлах относятся ко 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э..Изобретение седел с полным правом можно назвать базисной инновацией. Эта инновация значительным образом повлияла на весь ход мировой истории.
Как известно Римляне не знали седел, следовательно, могли использовать конницу в сражении лишь ограниченно, например, для обхода и фланговых атак, преследования отступающего противника. Это было одним из факторов неспособности Римской империи противостоять нападениям варваров, которые широко применяли седла, что позволяло им использовать конницу в различных целях, в том числе для лобовых кавалерийских атак. Всадник мог использовать в бою тяжелое оружие и доспехи, и ни одна армия в мире долгое время не могла ничего противопоставить лобовой атаке тяжелой кавалерии. 
Были и другие факторы. Благодаря седлам армии варваров могли полностью составляться из конницы, как это было у Гуннов. Обычно воин выходил в поход с не менее,чем тремя лошадьми: на одной вез доспехи и поклажу, на другой ехал во время перехода, и, наконец, сражался на боевом коне. Все это делало армии более мобильными. Скорость перехода увеличивалась иногда в десятки раз. 
Основным стимулом для развития седел в течение многих веков являлось то, что конница была важнейшей составной частью армий, как во времена Египта, Вавилона и Римской империи, так и в последствии в Средние века и Новое время. Стремление к военному превосходству заставляло совершенствовать седла. В наше время стимул к усовершенствованию седел - это достижение высоких спортивных результатов, удобство путешествия, а иногда просто искусство. Барьерами на пути данной инновации были, прежде всего, низкое развитие производительных сил и альтернативное использования лошадей, например, колесницы. 
В создании седла ключевую роль сыграли целые народы. Первые всадники покрывали спину лошади попоной. Историю седла помогли восстановить древние изображения. Они поведали, например, что в 9 веке до нашей эры ассирийские воины пользовались большим седлом-попоной, закреплявшимся на лошади нагрудными и подхвостными ремнями. 
В 8 веке до нашей эры размеры седла-попоны уменьшились. Крепилось оно на лошади уже при помощи передней подпруги и нагрудного ремня.А уже в 7 веке до нашей эры появилось мягкое седло треугольной формы, которое фиксировалось уже двумя подпругами и под которое подкладывалась большая попона. Примерно в то же время появились стремена. 
В средние века их стали делать металлическими (4-5 век). У разных народов в те или иные эпохи исторического развития постепенно складывался свой особый тип седел. Но все они должны были облегчить езду всаднику, сделать его посадку наиболее устойчивой и предохранить спину животного от повреждений. 

Строение седла, его размеры и вес во многом зависели от целей, которые стояли перед всадником, и даже от моды. Средневековому рыцарю, вооруженному копьем и мечом, требовалось седло, максимально укрепляющее его посадку. Седла рыцарей имели очень сложную и громоздкую конструкцию. В средние века также появляются дамские седла. Позже кавалерии понадобились седла, удобные для длительных переходов и стремительных атак. И конечно, значительно более легкие, чем рыцарские. Дальнейшее облегчение веса седел было вызвано развитием скачек, а затем и конного спорта. Позднее в Англии появился тип седла, который постепенно нашел самое широкое применение во всех видах верховой езды. В конце 19 века главнейшими типами седел в Европе считали следующие: английское, французское, немецкое, венгерское и наше,известное,как - казачье.


Казачьи седла долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали удобства для всадника, одетого в военное обмундирование. 

Изображение
Седло верховое казачьего типа:

1 - тебеньки (крылья); 2 - подушка; 3 - подперсье; 4 - паквы (подхвостье); 5 - путлища со стременами; 6 - подпруги; 7 - трок седельный; 8 - потник 
Седло верховое казачьего типа включает твердое основание - арчак, тебеньки (крылья) 1, подушку 2, подперсье 3, паквы (подхвостье) 4, путлища со стременами 5, приструги, подпруги 6, трок седельный 7, подкладки подлавки полок, потник 8, подкидку, переметные сумы и вьючные ремни. 

Между строением строевого, офицерского и спортивного сёдел, с одной стороны, и казачьим, с другой стороны, имеется 3 принципиально важных различия.
Расстояние между передней и задней луками у казачьего седла несколько меньше, чем у остальных.
Расстояние от прорези для путлищ в полках ленчика до середины ленчика у казачьего седла так же меньше. 

Изображение

Ленчики всех сёдел имеют вогнутый профиль. На ленчик казачьего седла при сборе сверху кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой, в результате чего седалищная часть всадника располагается несколько выше, чем в других сёдлах. Кроме этого, подушка притягивается к ленчику кожаным чересседельным троком, проходящим по ее середине, поэтому середина казачьего седла является самой низкой частью сиденья, в других кавалерийских и спортивных седлах самая низкая часть сиденья находится ближе к задней луке.
Эти три различия придают посадке всадника в казачьем седле некоторые особенности. При езде в строевом, офицерском или спортивном седле, всадник сидит "как на стуле" - ноги немного уходят вперёд. При езде в казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой, в результате чего всадник как бы сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах и опираясь разрезом на мягкую подушку, которая в большей или меньшей степени гасила вертикальные колебания. В остальных же сёдлах при езде рысью всадник должен "облегчаться", т.е. ехать строевой (облегчённой) рысью. 
Вследствие того, что нога всадника уходила вниз почти по прямой, казаки не использовали шпоры, а для высылки лошади пользовали нагайку, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры носили в основном декоративный характер. Кроме того, именно казачье седло, со своей спецификой устройства и посадки, идеально подходит для такого боевого элемента, как джигитовка, а шпоры при джигитовке - опасная помеха. 




Немного истории и устройства казачьего седла.

Изображение 
Устройство седла. 
Изображение 


Основой казачьего седла является деревянный арчак или ленчик, состоящий из деревянных полок, металлических передней и задних лук (1и 6) и сыромятных живца с ожиловкой. В отличие от строевого седла, живец казачьего седла не имеет боковых подушечек. На передней и задней луках имеются небольшие рукояти, предназначенные для подвеса какого-либо оружия и вьючного снаряжения, а также для использования их для захвата рукой при джигитовке. Так же для джигитовки казачье седло снабжено не обозначенной на рисунке скашовкой - ремнём определённой длины, который соединяет между собой стремена под животом лошади. 
Кроме этого, казачье седло снабжено пахвой (8). Пахва - подхвостник - ремень, одним своим раздваивающимся или одинарным концом пристёгивающийся к задней луке. Другой конец пахвы имеет мягкую петлю, сквозь которую пропускается хвост лошади так, чтобы петля оказалась в районе репицы хвоста. Пахва препятствует сползанию седла на шею лошади во время крутых спусков, езды по пересечённой местности, джигитовке. 
В отличие от остальных сёдел, вместо кожаного сидения на арчак или ожилованный ленчик казачьего седла кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой (2). Сверху подушка притягивается к ленчику седельным троком (4), проходящим вкруговую, под животом лошади. 
От натирания боков лошади путлищами применяются небольшие крылья прямоугольной формы - тебеньки (11), которые крепятся к ленчику с помощью сыромятных ушивальников. 
Под номером 18 - обозначен клапан, защищающий ногу всадника от натирания пряжкой путлища. 

Особенности казачьего седла.
 

Между строением строевого, офицерского и спортивного сёдел, с одной стороны, и казачьим, с другой стороны, имеется 3 принципиально важных различия. 
1. Расстояние между передней и задней луками у казачьего седла несколько меньше, чем у остальных. 
2. Расстояние от прорези для путлищ в полках ленчика до середины ленчика у казачьего седла так же меньше. 
3. Ленчики всех сёдел имеют вогнутый профиль. На ленчик казачьего седла при сборе сверху кладётся кожаная подушка с мягкой набивкой, в результате чего седалищная часть всадника располагается несколько выше, чем в других сёдлах. Кроме этого, подушка притягивается к ленчику кожаным чересседельным троком, проходящим по ее середине, поэтому середина казачьего седла является самой низкой частью сиденья, в других кавалерийских и спортивных седлах самая низкая часть сиденья находится ближе к задней луке. 
Изображение 
Изображение 
Эти три различия придают посадке всадника в казачьем седле некоторые особенности. При езде в строевом, офицерском или спортивном седле, всадник сидит "как на стуле" - ноги немного уходят вперёд. При езде в казачьем седле ноги всадника идут вниз почти по прямой, в результате чего всадник как бы сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах и опираясь разрезом на мягкую подушку, которая в большей или меньшей степени гасила вертикальные колебания. В остальных же сёдлах при езде рысью всадник должен "облегчаться", т.е. ехать строевой (облегчённой) рысью. Тут хочется отметить, что в бой кавалеристы шли как раз, стоя на стременах, чтобы иметь более крепкое положение во время сабельного удара или работы пикой. Сравни посадку в обычном и казачьем седле на рисунке снизу. 
Вследствие того, что нога всадника уходила вниз почти по прямой, казаки не использовали шпоры, а для высылки лошади пользовали нагайку, так как при посадке в казачьем седле шпоры были бесполезны. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры носили в основном декоративный характер. Кроме того, именно казачье седло, со своей спецификой устройства и посадки, идеально подходит для такого боевого элемента, как джигитовка, а шпоры при джигитовке - опасная помеха.

 

Седло вестерн

Седла вестерн (называемые также «ковбойскими») используются ковбоями для работы на ранчо в США, спортсменами, выступающими в дисциплинах вестерн-спорта, а также просто конниками-любителями, ездящими на природу или работающими в стиле Вестерн. Ну, и, конечно, эти седла постоянно появляются в вестернах.
Ковбойские седла произошли от испанских седел, в которых ездили вакеро — самые первые пастухи и тренера лошадей в Мексике и на Юго-Западе Америки, работающие со скотом на пересеченной местности. Со временем седла немного изменялись, и в итоге получилось современное ковбойское седло.
Рожок, которого не было на испанских седлах, оказался очень удобной деталью для рабочего ковбоя и при работе со скотом, и при долгих переходах: на него можно было и крепить лассо, и вешать повод или специальные сумки. Сегодня, несмотря на то, что большинство вестерн-всадников и спортсменов не работают со скотом, рожок на седлах остался (ну разве что, его нет на некоторых модификациях: для пробегов и для родео).

Конструкция седла вестерн

Изображение

Изображение

Конструкция седла позволяет и лошади, и всаднику чувствовать себя комфортно при долгих поездках. Потому что его основное предназначение: рабочий инструмент для ковбоя, который проводил весь день, каждый день верхом. Кроме этого, оно дает начинающему всаднику более уверенную посадку. Но это не значит, что за рожок нужно держаться, а высокая задняя лука служит опорой — независимые посадка и руки так же важны для вестерн-всадников, как и для классических.

Отличия вестерн-седла от классического

Ковбойское седло заметно отличается от привычного классического. Помимо бросающихся в глаза отличий, есть и «внутренняя» разница. У него нет дополнительной набивки между ленчиком и юбкой, а нижняя поверхность подбита мехом. Полки ленчика распределяют вес по большей площади, но из-за отсутствия набивки под седло необходимо класть толстый вальтрап (пад). Также вместо привычных путлищ и «тонких» стремян — на вестерн-седле широкие фендеры и широкие удобные стремена. Ковбойское седло кроме всего прочего отличается и декоративной отделкой: тиснение по коже, серебряная отделка — ни одно классическое седло не будет выглядеть так эффектно. Некоторые седла можно с уверенностью назвать произведением искусства. И, пожалуй, только вестерн-седла отличаются таким разнообразием типов, что любой всадник может подобрать седло по своему вкусу. Качественное седло, подобранное под лошадь и всадника прослужит долгие годы и, вероятнее всего, останется и вашим детям — существуют прекрасные седла, возраст которых почти 50 лет, а они находятся в рабочем состоянии.

Стремена: Хотя стремена ковбойского седла не могут экстренно отстегнуться, но оно достаточно широкое и в случае падения всадника, его нога легко выскользнет из него.

Подпруги: В отличие от приструг с пряжками на классическом седле, подпруга ковбойского седла (называемая также «cinch»), привязывается с помощью длинного кожаного или нейлонового ремня (latigo), хотя на многих современных седлах латиго делается с отверстиями, так что можно пользоваться или пряжкой, или узлом, как удобнее всаднику.

Сиденье и Задняя лука: Сиденье более глубокое, а задняя лука более выражена, что дает всаднику больший комфорт при езде и более уверенную посадку.

Ленчик: Ленчик ковбойского седла шире и длиннее, распределяет вес всадника на большую площадь, что для лошади более комфортно.

Типы седел вестерн

Существует много разновидностей ковбойских седел. Есть более-менее универсальные модели, есть специализированные, дающие большую свободу лошади или более крепкую посадку всаднику, что может быть просто необходимым в различных дисциплинах вестерна: каттинге, рейнинге, скачках вокруг бочек, ропинге или вестерн-плежер. Седла различаются по форме передней луки и высоте задней, глубине сиденья и расположению стремян, а также по типу крепления подпруги. Наиболее распространенные типы седел вестерн.

Крепление подпруг

Крепление подпруг бывает одинарным — когда у седла только одна подпруга (cinch) или двойным — когда у седла есть ещё и задняя подпруга (flank cinch). Задняя подпруга призвана ещё больше стабилизировать седло на спине лошади при повышенных нагрузках (например, в роупинге). Крепление может быть кольцом, полукольцом, или пластиной, «в юбке» или к ленчику.

Расположение креплений

В то время как крепление задней подпруги всегда расположено под задней лукой седла, крепление передней подпруги может иметь различные позиции, называемые full (полное), 3/4, 7/8 и центрированное (center-fire) или 1/2.

Выбор позиции для крепления подпруг в основном определяется строением лошади. Подпруга должна проходить в самом узком месте груди лошади (она в любом случае туда сдвинется) и в то же время обеспечивать положение полок ленчика на два пальца от лопатки, чтобы не мешать движению плеча.

Изображение

Кольца показывают расположение крепления подпруги на вестерн-седле. Жёлтый — full, Зелёный — 7/8, Синий — 3/4 и Красный — центрированное.

Дамское седло — часть экипировки снаряжения для верховой езды. Главное отличие дамского седла от обыкновенного это наличие двух передних лук с левой стороны. Левая верхняя лука — для обхвата правой ногой, нижняя — для упора левой в случаях необходимости.

Изображение

Конструкция и характеристики

Средний вес моделей старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) составлял около 9-13 кг. Современные же мастера-шорники в своей работе применяют более легкие материалы — твердую пластмассу для изготовления ленчика и синтетический наполнитель. Вес такого седла около 5-6 кг. Поверхность сиденья дамского седла прямая широкая. Длина соответствует длине бедра всадника. Ширина седла подбирается таким образом, чтобы всадница не свешивалась ни на одну из сторон. Седельная подушка приподнимает дамское седло на 8-13 см над спиной лошади. Всадница сидит дальше от центра тяжести лошади, по сравнению с обычным всадником, что делает такую посадку более безопасной в экстранормальных случаях. Стремя дамского седла короткое. Если у седла нет механизма быстрого высвобождения путлища из замка, то используется «безопасное» стремя", раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении. Для дамского седла используется основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, балансировочная, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для избегания возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Посадка всадника

«10 золотых правил» посадки в дамском седле
- Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.
- Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки до места под коленкой должно быть не менее 2 см.
- Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.
- Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.
- Спину держать прямо, затылок стремится вверх.
- Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.
- Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.
- Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.
- Балансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.
- Кисти рук держать свободно, а локти прижать к талии.

Экипировка

Основные составляющие костюма: жилетка, галстук, рубашка, пиджак с фалдами, передник, бриджи и сапоги. Головные уборы: шляпа — котелок для охоты, каска для конкура и для детей, цилиндр для выездки. Цилиндр обязательно с вуалью и шиньон для обладательниц длинных волос. По классификации British Side-Saddle Association существует пять видов костюмов для дамской верховой езды: для выступлений по выездке, по выступлений конкуру, для охоты, для взрослых и для подростков.

История

Первые дамские седла сильно отличались от современных образцов. К сиденью-подушке крепился приступок, на которую всадница могла поставить ноги. Активная езда в таком седле была опасна и всадницу сопровождал мужчина, ведущий лошадь под уздцы. В 1382 году Анна Богемская, жена Ричарда II привносит изменения в посадке. Корпус дамы разворачивается параллельно плечам лошади, что обеспечивает большую безопасность и больший контроль над лошадью. После изменения посадки вносятся изменения и в конструкцию седла — это первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Вторая же верхняя лука была разработана во Франции в 1580-х годах, во времена Екатерины Медичи, страстной поклонницы охоты и верховой езды. В таком седле всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде. В 1830 году француз Шарль Пелье дорабатывает нижнюю луку сделав её подвижной, повторяющей изгиб левой ноги всадницы. Этот механизм позволил легче преодолевать препятствия в дамском седле. Усовершенствование придало дамскому седлу его сегодняшний вид и высокую степень безопасности. В 1870 году появилась балансировочная подпруга обеспечивающая большую устойчивость седла, безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. К середине XIX века с появлением среднего класса верховая езда становится популярным увлечением. В это же время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел. После Второй мировой войны женское движение за равноправие привело к тому, что дамы, желавшие отличаться от мужчин и в верховой езде, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Сегодня дамская верховая езда переживает свое второе рождение, а в Великобритании находится на подъеме. Английская королева Елизавета II до недавних пор принимала все официальные конные парады в дамском седле.

 

Черкесское седло

Изображение
Черкесское седло (парадное)

Черкесское седло (кабард.-черк. адыгэ уанэ) (также может встречаться под названием Кабардинское) относится к типу арчаков (от арчак — деревянный остов седла обтянутый кожей).
Небольшое, легкое, довольно высокое черкесское седло опирается на спину коня двумя параллельными седельными полками. Узкая передняя лука с закругленным верхом располагается перпендикулярно к седлу. Задняя, более широкая лука, также имеющая закругленный верх, плавно отогнута назад. Форма седла диктовалась военными целями – высокое седло придавало свободу посадке воина, а низкая задняя лука не мешала повороту в седле и возможности отстреливаться на скаку. Седло не касалось ни позвоночника лошади, ни ее загривка, оно не причиняло лошади боли. Наружная и внутренняя стороны седла оклеивались кожей, а верхние части лук оковывались серебряными пластинками. С обеих сторон к седлу прибивались крыльца – куски тонкой и мягкой кожи.
Поверх арчака ложилась кожаная седельная подушка, которая изготавливалась отдельно. Ее набивали оленьей или турьей шерстью, которые даже в случае промокания и сырости не прели, не гнили и не слеживались.
Стремена специфические стаканчики — плоские, узкие, из цельного куска металла, часто удлиненной цилиндрической формы. С обратной стороны стремени многие всадники вставляли зеркальце, чтобы пользоваться им в походе для бритья. Черкесское стремя было настолько узким, что ступня в него целиком не помещалась, поэтому всадники опирались на основание стремян только носками, что делало излишним наличие каблуков на обуви, на которой, кстати, не было и шпор.

История

На Кавказе адыги (черкесы) славились специально выведенной ими породой выносливых лошадей и специально созданным конским снаряжением, особенно седельным набором. Его качество и конструктивные особенности так высоко ценились, что в XVIII веке производство седел в Кабарде достигло широких масштабов, адыгские седла поставлялись в разные регионы тысячами. В XVIII в производство седел в Кабарде было так распространено, что в 1788 г. Шейх Мансур заказал в Большой Кабарде 20 тысяч седел, и по сведениям разведки Русской крепости Моздок, седла были изготовлены по этому заказу. Черкесские седла пользовались большим спросом у казаков. Черкесское седло было вдвое легче турецкого и на треть легче европейского, что во время длительных походов снижало нагрузку на лошадь.
Существовало несколько видов адыгских седел: боевое, парадное, детское. Все они имели одинаковую конструкцию, но детское было меньшего размера, а парадное богато украшалось серебром и золотым шитьем. Боевое отличалось простотой и практичностью, его подушка набивалась оленьей или турьей шерстью, которая не слеживается и не гниет. Такие седельные подушки ценились настолько высоко, что часто входили в часть «цены за невесту».

Заметки некоторых путешественников и исследователей

Наибольшею славою на Северном Кавказе пользуются шорные изделия кабардинцев. Кабардинское или адыгейское племя, ещё недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла и прочие принадлежности убранства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется кабардинским или черкесским. (О.Маркграф)

"Маленькое черкесское седло и легкая тонкоременная уздечка видимо была приспособлены к дальнему походу, к жизни на коне. Не порывист их налет, но стойко встречают они противника, метко бьют из винтовки и рубят шашкой на убой. Лошади приезжены к покойному ходу, к быстрым поворотам, но не к прыжкам и дыбкам, только мешающим упорной, хладнокровной драке." (Ф.Торнау)
Я привык к нему и по достоинству оценил его преимущества как боевого седла. Черкесы поворачиваются в нем с величайшей легкостью и могут, подобно парфянам, стрелять назад на полном скаку, а также, держась за передний деревянный выступ, могут перегнуться почти под брюхо своего скакуна и на полном карьере поднять все что угодно с земли. Их посадка на спине лошади по сравнению с тяжелым турецким или плоским европейским седлом кажется игрушечной: то же можно сказать и об их весе, который составляет половину первого и треть второго... Во время утомительных походов и набегов, которые они совершают, несколько фунтов больше или меньше веса всадника и упряжи могут иметь серьёзное значение. (Д. Лонгворт)

"Шпор черкесы не знают и погоняют лошадь тоненькою плетью, имеющею на конце кусок кожи в виде лопаточки для того, чтобы не делать боли лошади, а пугать ее хлопаньем, так как, по мнению черкесов, боль причиняемая лошади шпорами или тяжелою ногайкой, употребялемою калмыками и донскими казаками, утомляет ее совершенно без нужды." (Ф.Торнау) 

Хорошо выдержанный конь черкеса был отлично выезжен и повиновался уздечке в совершенстве. Он не боялся ни огня, ни воды. Черкесские наездники шпор не употребляли, но погоняли лошадь тонкой плетью, с привязанным на конце ее плоским концом кожи, для того чтобы при ударе не причинять лошади боль, а только понукать ее хлопками плетки. Без треноги ни один черкес не выезжал из дому. Седло черкеса было легко и покойно, не портило лошадь и тогда, когда по целым неделям оставалось на ее спине. (Дубровин) 

"Легкий недоуздок с тонким мундштуком, деревянное, не более десяти фунтов весом седло, положенное на короткую толстую шерстяную покрышку, на деревянном седле хорошо набитая подушка из сафьяна, грудные и хвостовые ремни, как и подпруга, крепкие и узкие, стремена настолько узкие, что в них часто едва можно всунуть не более как носок ноги, ремни стремян широкие и длинные — таково снаряжение лошади...так как всадник сидит высоко, то управление лошадью шенкелями невозможно; они повинуются только поводу и камши — короткому, из кожи скрученному кнуту, который постоянно находится в работе и без которого ни один адыг не сядет на лошадь...Легкое и простое взнуздывание и осёдлывание, так же, как и проворство людей, приводит к тому, что адыгу не нужно и половины того времени, которое требуется европейскому кавалеристу для посадки." (Т.Лапинский)


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 

Источник http://allkanina.ru/forum/viewtopic.php?f=18&t=4

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//