Владимир Громов: «У казаков и горцев общая история, скрепленная кровью»

Казачий генерал, бывший атаман Кубанского казачьего войска, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории, кандидат исторических наук, депутат Законодательного собрания Краснодарского края Владимир Громов – личность, известная не только на Северном Кавказе, но и далеко за его пределами. Поводом для встречи с Владимиром Прокофьевичем послужило постановление о подготовке и проведении мероприятий, посвященных увековечиванию заслуг кубанцев в годы Первой Мировой войны 1914-1918, принятое в октябре прошлого года в Законодательном собрании Краснодарского края. Событие в своем роде уникальное.
 Об этом и о многом другом атаман, генерал, депутат (так значится в его визитке) рассказал в интервью КАВПОЛИТУ.

 – Владимир Прокофьевич, в чем же уникальность этого документа?


– Дело в том, что в Краснодарском крае – единственном из всех субъектов Российской Федерации – местный парламент принял подобное постановление.


Речь идет о том, что 1 августа 2014 года исполняется 100 лет со дня начала Первой Мировой войны. В планах – проведение множества мероприятий, всего их 23, как на краевом, так и муниципальном уровнях. В их числе научно-практическая конференция по проблемам Первой Мировой войны, которая пройдет в Адлере в последней декаде мая.


Постановление содержит и историческую справку. Для нашего края – это памятная годовщина. Тогда была проведена полная мобилизация кубанского казачества. В то время на Кубани в каждой семье кто-то был на фронте. Поэтому война затронула всех кубанцев.


Почему эта дата важна для всего Северного Кавказа?


– Дело в том, что помимо казаков, в армию были призваны и горцы Северного Кавказа. Они воевали в составе Туземной (Дикой) дивизии. Командиром этого прославленного соединения, не знавшего поражений, был брат императора Михаил Николаевич. Казаки его очень любили. Дикая дивизия – это уникальное соединение численностью около семи тысяч человек, в которой бок о бок сражались представители всех народов Северного Кавказа.


И этот подвиг, да и вся война, были незаслуженно забыты. Кстати, единственный памятник горцам Дикой дивизии установлен в столице Ингушетии – Магасе. В августе нынешнего года планируется открыть памятник героям Первой Мировой войны 1914-1918 годов в Москве.


Отрадно, что памятник казакам и горцам – героям Первой Мировой войны – в ближайшем будущем появится и в Краснодаре. Это будет не только проявлением памяти и гордости за тех, кто до нас жил, Родину любил, ей верно служил. Это будет серьезным вкладом в дело сохранения и утверждения межнационального мира и согласия не только на Кубани, но и на всем Северном Кавказе.


Старые казаки говорят: когда мы вспоминаем тех, кто жил до нас, а ныне сущих на небесах, мы радуем их. И в ответ на нашу память они молятся о нас, здесь живущих. Так давайте порадуем тех, кого почти сто лет не вспоминали. Предложение установить памятник казакам и горцам поддержали губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, председатель ЗСК Владимир Бекетов и депутатский корпус кубанского парламента.


Когда готовилось это постановление, я обратился к митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору с просьбой благословить установку в храмах мемориальных досок с именами казаков – георгиевских кавалеров. Встретился с владыкой, и он благословил меня: «Вы предложили благое дело». И рассказал быль, которая мне, историку, была неизвестна.


Во время Первой Мировой войны несколько всадников Дикой дивизии, будучи тяжелоранеными, попали в плен к немцам. И те построили для них походную мечеть в знак уважения к храбрым воинам Кавказа. Немцы сказали, что знают, как тяжело и нелегко горцам жить в России под гнетом русского царя. Горцы помолились в мечети, а затем молвили: «Мы благодарим вас за уважение к нашей вере. И в знак признательности хотим исполнить вам песню, которую у нас в дивизии любят. Немцы согласились. И горцы спели «Боже, царя храни» – русский гимн. Это ли не показательный момент? Это ли не общее прошлое, скрепленное кровью?


Известно, что одну из первых попыток вспомнить о героях забытой у нас войны вы предприняли еще лет семь назад. Был ли опыт полезным?


​– В 2006 году, в бытность атаманом Кубанского казачьего войска, мы провели мероприятие, которое до сих пор вспоминают на Северном Кавказе с огромной благодарностью. Эта была встреча под названием «Ратная доблесть казаков и горцев в Первой Мировой войне 1914-1918 годов». Это была встреча потомков казаков – Георгиевских кавалеров и потомков всадников Дикой дивизии, живущих на Северном Кавказе – от Абхазии до Дагестана. Подчеркиваю: потомков.


Позвонил и президентам республик. Им сказал: мне чиновники «для галочки» не нужны. Я по архивам проверю, действительно ли они потомки». Мы готовили встречу очень долго. На наши приглашения откликнулись 186 человек. Действительно собрались потомки – внуки, правнуки воинов Дикой дивизии. Приехал даже сын ингуша генерала Эльберта Нальгиева, который командовал Полтавским полком, а затем и бригадой в составе Дикой Дивизии.


А в зал пригласили казаков и всю молодежь горских республик, которая учится в вузах Краснодара. Чтобы пришли, послушали и посмотрели, как их деды служили России. Хотя последние могли бы этого и не делать: мол, воюйте, с кем хотите. Тогда же их в армию не призывали. Задник сцены мы оформили фотографиями горцев и казаков. И предложили отличить одних от других – никто не смог. Настолько они были похожи. Тогда в каждом полку был оркестр зурначей. А лезгинка была общим танцем.


Кстати, в наши дни каждое воскресенье у памятника Кубанскому казачеству, перед резиденцией губернатора Краснодарского края, проводится торжественная церемония развода казачьего караула. Называется этот ритуал «Час славы Кубани». Очень торжественная, величественная, красочная церемония. Тысячи людей приезжают в Краснодар, чтобы увидеть этот ритуал. Так вот, наряду со старинными маршами казачьих полков, звучит и лезгинка – в знак уважения наших исторических традиций, культурного взаимовлияния казаков и горцев. Кто не видел, приезжайте. Посмотрите и убедитесь.


В Краснодаре эта встреча длилась около трех часов. Ее полностью записали на видео. А затем без купюр показали по местным телеканалам в Ингушетии и Кабардино-Балкарии, Адыгее. С тех пор прошло семь лет, а о ней до сих пор вспоминают.


В том, что подобные встречи нужны, я лишний раз убедился совсем недавно. Иду с женой в Пашковском микрорайоне Краснодара. Останавливается автомобиль. Ко мне обращаются молодые люди: «Вас подвезти?» Я думал – казаки, а когда мы приняли приглашение и сели в автомобиль, выяснилось, что ингуши. И узнали они меня именно по той записи: «Мы вас видели. Вас в республике знают и уважают».


Удалось ли организовать подобные встречи в других регионах Северного Кавказа?


– Во время той встречи, в 2006 году, я был избран председателем общественного оргкомитета по подготовке подобных встреч в других республиках Северного Кавказа. Планировалось, что подобные мероприятия до 2014 года проведем в каждом регионе – от Абхазии до Дагестана. И эта была правильная идея. И знаете, что ни одной встречи после той, первой, памятной, организовать так и не удалось, несмотря на мои многочисленные попытки.


Я дважды лично обращался к Арсену Канокову, уже бывшему президенту Кабардино-Балкарии. Ведь Туземную (Дикую) Дивизию начинали формировать именно в этой республике. И каждый раз он меня уверял в том, что обязательно поможет. В конце концов, из республиканского министерства культуры пришло письмо, в котором было сказано, что проведут мероприятие, приурочив его к празднованию очередной годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это какими надо быть шалопутными?


Более того, я обращался и в представительство Президента РФ по ЮФО, чтобы они обратились к президенту с просьбой о том, чтобы глава государства издал указ о подготовке к столетнему юбилею. Ответ прислал чиновник с какой-то горской фамилией: проблема неважная и недостойная внимания. Тогда я написал письмо президенту, им тогда был Дмитрий Медведев. Мое послание было переадресовано в Министерство Обороны.


Оттуда и пришел ответ: готовьте мероприятие, а мы вам окажем информационную поддержку. Идите вы, знаете куда, со своей информационной поддержкой. Значит, у вас понимание на нуле... Понимание на нуле! Потому и проблемы у нас на Кавказе, что понимание на нуле! – кипятится атаман, и продолжает. – Я уверен, портреты героев-горцев и казаков должны висеть в каждой школе аула, откуда они вышли. Их именами должны быть названы улицы и иные памятные места. Ведь это достойнейшие примеры из прошлого, они должны укреплять мир на Кавказе.


Хотите еще пример? Пожалуйста – из Адыгеи мулла в возрасте 70 лет пошел воевать в Дикую Дивизию. Вот такими, как он, должны гордиться потомки. А этого нет.


– Представьте, Владимир Прокофьевич, что я чиновник... И мне нужно доказать...


– Доказать что? Нужность и важность подобных встреч, исторических дат, совместного прошлого. Да ты должен схватиться за мою бороду и кричать: «Спасибо, атаман, за хорошую идею. За то, что помогаешь нам работать».


Они же не кричат?


– Так все эти чиновники и сами боятся инициативы. Подвижки начались только в прошлом году. В России впервые отметили годовщину Первой Мировой войны. Президент РФ Владимир Путин утвердил 1 августа как «День памяти русских воинов, погибших в Первой Мировой войне 1914-1918 годов». Соответствующие поправки были внесены в ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». До сих пор дата была незаслуженно забыта. Потеряли миллионы. И почти сто лет о них не вспоминаем.


Столько общего было между казаками и кавказскими народами, что возникает вопрос: среди казаков были горцы, исповедующие ислам?


– Не делайте вы из казаков четвертый интернационал. Да, в казачьих войсках служили горцы. Так, тот же генерал ингуш Эльберт Нальгиев командовал полком, исповедовал ислам. Но не был казаком. Они служили в казачьих войсках. В одном из интервью на сайте «Кавказской политики» был хороший материал о том, где живут казаки. Но автор так и не смог подняться до сути казачества. Так что же такое казаки? Сейчас ведь, как просмотрел фильм «Тихий Дон, значит, в казачьих вопросах разбираешься». А уж командовать казаками может каждый.


Самый, пожалуй, спорный вопрос сегодня: кого считать казаком? Его постоянно муссируют. Вот говорят, что сейчас казаков миллионы. А я говорю, что основным источником об этническом составе России является что? Я вас спрашиваю?


Наверное, перепись...


– Правильно, перепись. Если ты считаешь себя казаком – пиши, что ты казак. Теперь вопрос о численности – тоже интересный. Есть реестровые казаки. Есть общественные. Есть те потомки казаков, которые казаками себя не считают. Будем честны, мы их теряем.


Вот сейчас называют цифры в семь, а то и в девять миллионов казаков. Если в Российской Империи до 1917 года казаков было 4,5 миллионов, от Тихого Дона до Тихого океана, значит, все эти годы мы размножались, как кролики. Если это действительно так, мы должны сейчас же пойти к памятнику Ленину и возложить цветы. И не давать им засохнуть. Ни зимой, ни летом.


Нынешние властители почему-то забывают о Гражданской войне, Первой Мировой войне, о директивном письме Свердлова о расказачивании, голоде, Великой Отечественной войне. Так кто же брешет, что казаков миллионы. Вводят в заблуждение руководство страны? Наверное, те, кто решили, что раз их много, нужно создать казачью партию. Меня тоже приглашали, но я послал их, «куда Макар телят не гонял». Кто ж партию по этническому принципу создает?


Для всех для нас должно быть одно определение казачества. И его должны знать и казаки, и не казаки. И те, кто пытается дать свое определение казачества. В Законе РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.1991 четко записано, что «казаки – исторически сложившаяся культурно-этническая общность».


Сами казаки считают себя народом. И мне глубоко безразлично на мнение тех «специалистов», которые считают иначе. Поэтому казачество добивалось права называть себя казаками в переписи населения.


Другое дело, что кто-то разочаровался в движении, кто-то утратил свою этническую идентичность.


Но... Когда в 1990 году я был избран председателем оргкомитета по подготовке первого съезда казаков, я как историк, советский историк, не задорого купленный, понимал: очень важно, чтобы наше движение не вызвало обострение с горскими народами. Ведь историческая память в отношении казачества у них работает со знаком «минус». Поэтому мы обратились к общественным организациям Адыгеи, Карачаево-Черкесии – территорий, ранее входивших в состав Кубанской области.


Мы рассказали, что мы, казаки, – такой же народ, как и они. И мы не претендуем ни на какие сословные льготы, привилегии. Мы видим себя равными среди них. Казачество тогда получило поддержку горских народов. Я знал, что жить на Кавказе и подличать нельзя, с соседями воевать нельзя. У нас столько много общего было, что забыть это невозможно. Я знаю, что в августе 1942 года студенты и школьники Краснодара обороняли Пашковскую переправу, и когда фашисты гнали их, пленных, через аул Лакшукай, старики-адыги попросили у немцев их покормить и дать воды... Женщины из аула кормили этих молодых казачат. Эти многочисленные истории говорят о многом.


Способно ли современное казачество играть ту же, пожалуй, объединительную роль, содействовать сохранению мира и стабильности на Северном Кавказе?


– Я семнадцать лет был атаманом ККВ. И вижу, что в России не было и нет взвешенной политики на Кавказе – ни кадровой, ни национальной. Уверен, единство России в 1990 годах сохранили старые кадры, такие как ныне ушедший Николай Кондратенко, Аслан Джаримов, Валерий Коков, Магомед Али Магомедов. Помогла и мудрость народов, проживающих на Северном Кавказе. Русские и казаки ушли из республик в результате беспомощности федерального центра. И сегодня главным критерием оценки работы главы того или иного региона Северного Кавказа должен быть показатель численности русского населения.


Если наблюдается отток, то гнать такого в шею. Геть. Многое за эти годы было упущено. И властям нужно было учитывать двухвековой опыт совместного проживания горцев и казаков. Но этого не произошло. Печально, что новые законодатели превращают казаков в служивых. Да, казачество сейчас – это служба. Недавно приняли новый устав Кубанского казачьего войска. Так вот, в соответствии с ним казаком является только лишь тот, кто служит. Таким образом, упразднили Советы стариков. А мне уже больше шестидесяти. И я уже не казак. Вот что непозволительно. Позвольте, а женщины, дети, старики... В этом трагедия казачества. И не только казачества, а всего Северного Кавказа.

Источник

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//