Принятие закона о казачестве снова откладывается. В чем причина и кто виноват?

Две профильные комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества приняли решение о создании рабочей группы, которая займется подготовкой проекта концепции закона о казачестве.

Как сообщается на сайте Федерального агентства по делам национальностей: "27 июня 2019 г. в ФАДН России состоялось совместное заседание постоянной профильной комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества по развитию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и постоянной профильной комиссии по совершенствованию нормативных правовых актов в отношении российского казачества и правовому обеспечению деятельности Совета.

На заседании подробно рассматривался вопрос о необходимости разработки федерального закона о российском казачестве. Было принято решение о создании рабочей группы, которая займется подготовкой проекта концепции такого закона.

Также обсуждались возможные изменения формы одежды членов реестровых казачьих обществ, порядок присвоения казачьих чинов и возможные пути совершенствования привлечения казаков к охранной деятельности."

Сообщение ФАДН не содержит подробностей, поэтому сделаем некоторый аналитический разбор этого события, чтобы было понятно, о чем, кроме вопросов повестки дня, свидетельствует факт проведения заседания сразу двух профильных комиссий Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

Прежде всего, отметим, что после смены руководства Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, в результате которого на место А.Д. Беглова её председателем был назначен помощник президента РФ А.А. Серышев, была не только произведена замена состава самого совета, но и его профильных комиссий. Если состав нового совета известен и с ним можно ознакомиться , в том числе, и на КИАЦ, то с составом и перечнем профильных комиссий имеются проблемы. В открытых источниках найти их довольно сложно. Большую часть комиссий нигде не найдете, включая состав комиссии по развитию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

По имеющейся в КИАЦ информации, на сегодня в состав данной комиссии входит 17 человек. Помимо представителей реестровых казачьих организаций в неё также вошел атаман Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья» (СКВРиЗ) Николай Дьяконов. Еще два представителя СКВРиЗ – П.И. Платов и В.И. Анненко вошли в комиссию от других организаций, с которыми СКВРиЗ имеет соглашения о сотрудничестве. Налицо усиление позиций представителей общественных казачьих объединений в лице СКВРиЗ. Это расширяет возможности «общественников» влиять на формирование государственной политики в отношении российского казачества, что, несомненно, является положительным фактом. От другой крупной казачьей общественной организации – «Союз казаков», несмотря на то, что атаман этого союза П.Ф. Задорожный является членом Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, в состав комиссии никто не вошел. Причины, вероятно, те же, по которым в 2018 году «Союз казаков» отказался участвовать в Большом Круге российского казачества.

Вынесение на повестку дня вопроса о необходимости разработки федерального закона о российском казачестве не ново, т.к. закон «О российском казачестве» рассматривался государственной Думой еще в 1997 году и был принят в третьем чтении большинством голосов (подробнее см. здесь ). Однако, внутриказачье размежевание на «реестровых» и «общественных» послужило главным препятствием на пути принятия этого закона. Совет Федерации учел ходатайство Общественного Совета атаманов войсковых казачьих обществ и на заседании 4 июля 1997 года большинство голосов проголосовало за отклонение закона «О казачестве». Вслед за этим из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и администрации Президента РФ была сформирована согласительная комиссия по доработке Закона.

Едва ли не наибольшие споры вызывало определение понятия «казачество». В отклоненном законе это «исторически сложившаяся общность граждан, имеющих самобытные традиции, определенные территории проживания, культуру, хозяйственный уклад, особенности воинской службы и взаимоотношения с государством». В действующем — это «граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ». Окончательное принятие Закона отодвигалось на неопределенный срок.

Вновь к закону о казачестве вернулись в 2016 году. По словам атамана  Кубанского казачьего войска Н. Долуды: «…без него дальнейшее развитие всего российского казачества немыслимо. Руководство края поддерживает нас. В ближайшее время будет сформирована группа юристов, представителей органов законодательной и исполнительной власти и мы начнем разработку законопроекта.» Несколько раньше, в 2011 году, в Свердловской области был принят региональный закон «О российском казачестве на территории Свердловской области», где, не мудрствуя, дали определение российскому казачеству как «гражданам Российской Федерации, являющимся членами казачьих обществ».

В декабре 2017 года Комиссией по совершенствованию нормативных правовых актов в отношении российского казачества и правовому обеспечению деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества был подготовлен проект  федерального закона «О российском казачестве». Он был одобрен, назван проектом закона «О развитии российского казачества» и разослан в войсковые казачьи общества и окружные комиссии Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества для проработкиУже через два месяца, в феврале 2018 года, Николай Долуда сообщил«…мы подготовили проект Федерального закона «О развитии российского казачества», который даст возможность всем войскам России выйти на одинаково высокий уровень развития.»

Не остались в стороне и казаки СКВРиЗ. В резолюции  большого круга СКВРиЗ, состоявшегося 5 декабря 2015 года, было принято решение «Внести в Федеральное агентство по делам национальностей и Министерство юстиции Российской Федерации предложения, направленные на устранение деления казаков на «реестровых» и прочих, недопущению бюрократической заорганизованности прямых или косвенных органов управления казачьими обществами и устранению других перекосов в законодательной базе в отношении российского казачества. С этой целью инициировать вопрос разработки и принятия Федерального Закона «О Российском казачестве». На другом круге, 24 декабря 2018 года, принято решение «поручить Высшему Совету Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья в течение 2019 года разработать фундаментальную основу существования и развития казачества в Российской Федерации на современном этапе - проект Федерального Закона Российской Федерации «О казачестве Российской Федерации».

И вот снова, уже в 2019 году, «рассматривался вопрос о необходимости разработки федерального закона о российском казачестве»и принимается решение «о создании рабочей группы, которая займется подготовкой проекта концепции такого закона». Обратите внимание, что речь идет даже не о законе о казачестве, а о концепции такого закона. Все это говорит о том, что процесс подготовки закона, если нет его концепции, даже не сдвинулся с места. Соответственно тормозится создание всероссийского казачьего общества и решение всех других проблемных вопросов «развития» казачества. Поскольку, без четкого определения кто такие «казаки» и что есть «казачество», непонятно, что на самом деле развивается и развивается ли в России под этим «брендом».

В чем причина? В этой связи, весьма любопытен анализ состояния современного казачества, приведенный в прошлогодней статье Дмитрия Семушина «Закон «О развитии российского казачества» – правила игры в казаков: мнение» Интересно также мнение самих казаков о целесообразности принятия закона о казачестве. Суждения по этому вопросу некоторых из них представлены в статье «Закон о казачестве или закон о казаках. Нужен ли он казакам?».

Полагаю, что проблема принятия закона о казачестве сильно осложняется тем, что принятая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества»  и «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года» завели «казачество» в тупик, выйти из которого безболезненно невозможно. В результате реализации положений этих фундаментальных документов возникли два лагеря «реестровых» и «не реестровых» казаков, между которыми нередко возникает социальная напряженность, особенно усилившаяся в последнее время. Это, кстати, отметил на прошедшем в ФАДН заседании постоянной профильной комиссии по развитию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества глава ФАДН И.В. Баринов.

Если признать, что казак — это «лицо, являющееся прямым потомком казаков или причисляющее себя к таковым»как предлагается в последнем проекте закона о казачестве, то что делать с гражданами, не имеющими казачьих корней и составляющими большинство в реестровых казачьих обществах и пришедших в них в надежде на мифическую «государственную службу российского казачества»? Уволить из «казаков»?

Если оставить «как есть», то на фоне общего усиления социальной напряженности в стране, напряженность в среде этнических казаков, заметная часть которых уже получила опыт крайнего социального конфликта на Донбассе, может выйти за рамки закона. Там их уже давно ждут приготовившиеся к часу «Х»  ученики Пола Гобла, планирующие в течении 3-х дней захватить административные здания, нейтрализовать сотрудников полиции и спецслужб и т.д. Конечно им это не позволят сделать. Но какой ценой?

И неизбежно возникнет вечный вопрос: кто виноват?

Руководитель МОО «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

Автор: Алексей Зборовский

Источник

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//