Казачество щит Отечества

Доклад П.Ф.Задорожного на научно-практической конференции "Воин-патриот XXI века"

Казачество щит Отечества

(Выступление на круглом столе «Воин – Патриот XXI века»

10.09.2016 в рамках форума «Армия – 2016»)

Верховный Атаман

Союза Казаков России

П.Ф.Задорожный

Патриотизм российских воинов начала XXI в. должен опираться на многовековую историю нашего государств и славные деяния наших предков. Особо хотелось отметить незаслуженно забытое и во многом ошельмованное врагами России время правления Ивана Грозного. Ведь именно в это время по сути было создано централизованное Русское государство и окончательно сформировалось религиозное самосознание народа.

В то время, окруженное со всех сторон враждебными государствами и племенами, Русское государство, не имея союзников, отбивалось от многочисленных врагов. В этой борьбе верной опорой Москвы в деле защиты государственных границ стало казачество в составе служивых городовых казаков и вольниц на окраинах России. Наши предки представляли собой одно из замечательных проявлений русской государственной и народной жизни, поскольку одновременно были и первооткрывателями новых земель для государства и охранителями  границ этого государства и защитниками русской национальности, и борцами за православие и творцами оригинальнейших форм народного быта.

Именно Иван Грозный создал, организационно оформил служилое российское казачество и тем самым выковал пласт людей с державным мышлением. И действительно: «казаки вырастали перед врагом всюду, где русским угрожали полон, грабеж, рабство, истязания»[1] . Вот почему не один царь не упоминается столь часто в старинных казачьих песнях, как Иоанн Грозный. Он находился у власти более 50-лет, и именно в это время стало периодом становления и расцвета городового и вольного казачества. Его политика по созданию независимого сильного и сплоченного русского государства объективно совпадала с основным смыслом существования служивших той же исторической цели казаков.

В те годы казаки помимо изнурительной службы в станицах и сторожах, они принимали активное участие в строительстве засечной линии, закладке новых крепостей и городов, обслуживали артиллерию, отражали набеги татар, ногайцев, турок, поляков, литовцев. Они же распахивали целину, разводили скот, копали рвы, насыпали валы, рубили засеки, ставили крепости. Их уделом были пот, кровь и слезы. Они гибли в боях, иногда целыми сторожами, станицами и селениями. Казачьих жен и детей уводили в плен или просто убивали враги. Тяжелый полевой труд, строительство и война были постоянными их занятиями на протяжении почти полутора веков.

В конечном итоге именно с участием казаков были присоединены к Руси проспавшие несколько столетий черноземы и в дальнейшем весь огромный плодородный край – Дикое поле. Освоение этой степной окраины сыграло поистине спасительную роль для Отечества. Этот район быстро стал житницей Руси, вдоволь накормил людей, что привело к быстрому росту численности населения Руси.

Мы должны понимать, что в то далекое время наши предки воевали не за покорение Казани и Астрахани. В те годы Русь устраняла смертельную угрозу набегов тех пришлых князей, которые стремились построить жизнь этих царств на основе грабежа Российской земли. Присоединение новых народов и земель не сопровождалось поголовным уничтожением неславянского населения. Именно поэтому большинство казанских, астраханских и сибирских знатных людей быстро перешло на службу к Православному Царю и успешно столетиями служило ему, войдя в состав российской знати.

Таким образом, именно Иван Грозный организационно оформил и  развил городовое (служилое) и вольное казачество (Донское, Яицкое и Терско-Гребенское войско). При нем казачество массово было привлечено к решению государственных задач по защите границ. В дальнейшем казачьей пикой были раздвинуты пределы Руси до Камчатки, Сахалина и Курильской гряды. В этой связи особо значимым был приход к царю Ивану Грозному на службу Атамана Ермака и его дружины. С подаренного им государю Сибирского Царства и началось успешное расширение Московского царства на Восток. Всего за несколько десятилетий казаки, как нож сквозь масло, прошли от Урала до Тихого океана и взяли на «шашку и пику» огромнейшие территории. Восхищенные их подвигами Тобольские митрополиты повелели в века, при богослужении в Сибири, поминать Ермака и его христолюбивых воинов – казаков.

И в последующем казаки также неуклонно являлись «щитом Отечества», что подтверждает их непременное участие во всех многочисленных войнах, которые вела Россия на протяжении следующих столетий. Они успешно участвовали в отражении агрессии и всегда добивали врага в его логове. Трижды казаки входили в Берлин:

- 28 сентября 1761 года (в ходе Семилетней войны).

- 4 марта 1814 года.

- в мае 1945 года.

Поэтому можно констатировать, что российское казачество выросло на высоком понимании своих сыновних обязанностей к матери Отчизне. Эта преданность России у казачества всегда была ясно понимаемой, разумной, благородной и бескорыстной. Все эти высокие качества, безграничная любовь к своему краю, воинское понимание долга, религиозность и определили силу и дух казачества, на основе которых оно и сформировалось.

При этом верно служа Отечеству, казаки и представить себе не могли, какие испытания их ждут после октября 1917 г. Они были лишены всех прав и привилегий, насильно депортированы в различные районы обширной России. Многие из них были заключены в лагеря и физически уничтожены. Однако жестоко ошиблись те, кто считал, что казачество после перенесенных потрясений не будет способно к возрождению.

Импульс к возрождению казаки получили в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Именно в связи с ростом угрозы со стороны фашистской Германии в 1936 г. были сняты прежние ограничения на службу казаков в отрядах РККА. Это решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо: «Пусть только кликнут клич наши маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины ... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские казаки готовы грудью драться за Советскую Родину»[2] .

В соответствии с приказом Наркома обороны К.Е. Ворошилова №67 от 23 апреля 1936 г. ряд кавалерийских дивизий получил статус казачьих. Примечательно, что в комплект этих частей и подразделений включались и ранее служившие в Белой армии казаки. Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной традиционной казачьей формы и была утверждена парадная форма для казачьих частей[3] .

Первые дни и месяцы Великой Отечественной войны были крайне тяжелыми. Но именно это время стало периодом мобилизации сил для отпора агрессору, всенародного патриотического подъема, растущей ненависти к фашистам и всеобщей решимости отстоять своё Отечество. «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!» – с этих слов начиналась речь И.В. Сталина по поводу начала войны, обращенная к советским людям[4] . Его знаменитое «братья и сестры!» отозвалось в сердцах людей острым ощущением близости всех живущих в СССР. Многими тогда эти слова были восприняты через призму православной традиции как обращение ко всему русскому народу, его духовной силе и стойкости с тем, чтобы он взял на себя тяжелую ответственность за судьбу Отечества. Действительно грань жизни и смерти, на которую Гитлер поставил существование русского народа, была настолько очевидной, что отпор врагу стал делом каждого русского человека.

В это тяжелое для страны время вновь была подтверждена верность казачества Отечеству. За годы войны 7 кавалерийских корпусов и 17 дивизий получили почетное наименование гвардейских. За мужество и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, около 100 тысяч казаков кавалеристов были награждены орденами и медалями. Звания Героя Советского Союза были удостоены 262 казака кавалериста. Символично, что нередко в те годы царские ордена и советские награды казаки носили вместе.

Успешный опыт использования конно-механизированных групп в боях против немецко-фашистских войск во многом определил решение советского военного руководства, применить конно-механизированные группы в боевых действиях против милитаристской Японии на Дальнем Востоке. В августе 1945 г. казаки 4-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса и забайкальские казаки 59-й кавалерийской дивизии в составе советско-монгольской конно-механизированной группы под командованием генерал-полковника И.А. Плиева участвовали в разгроме Квантунской японской армии. Казаки-плиевцы прошли через пустыню Гоби и горный Хинганский хребет и нанесли удар по японской армии с направления, которое считалось наиболее безопасным вследствие непроходимой для войск местности. Таким образом в боях с японцами казаки в 1945 г. провели одну из последних в истории войн кавалерийских атак.

Высокую оценку боевым действиям советской конницы дал Маршал Советского Союза Р.Я Малиновский. Он в частности писал: «конница, соединенная с танками, приобрела в период Великой Отечественной войны новые качества, сыграла большую роль в наступательных операциях, требовавших высокой мобильности и динамичности. Генерал И. Плиев одним из первых понял новые возможности конно-механизированных групп (КМГ) и под его командованием КМГ вписали не одну славную страницу в историю войны. Конь шел и тогда, когда его почти не кормили, он шел и тогда, когда ни танк, ни машина не могла сдвинуться с места, конь был всегда там, куда проникал человек. Конница покинула центральные театры военных действий, заслужив большую признательность и славу»[5] .

Вместе с тем сотни тысяч казаков геройски сражались не только в кавалерии, но и во многих пехотных, артиллерийских, танковых и авиационных частях, в партизанских отрядах. Все они внесли вклад в Победу, 308 из них стали Героями Советского Союза, в том числе и посмертно. В частности погиб в концентрационном лагере Маутхаузен, не пожелав идти на службу к врагу, видный военный инженер, сибирский казак генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев. Самоотверженно сражался танкист («танковый ас №1»), кубанский казак станицы Бесстрашной Герой Советского Союза Дмитрий Федорович Лавриненко, уничтоживший 52 танка противника. Терский казак, Герой Советского Союза летчику-истребитель Василий Дмитриевич Коняхин в годы войны совершил 227 боевых вылетов, провел 28 воздушных боев и лично сбил 17 самолетов противника и два самолета в составе группы, осуществил 31 штурмовую атаку на боевые позиции, склады, железнодорожные объекты противника. Именно он стал первым атаманом возрожденного Терского казачьего войска Союза казаков. Мы сберегаем память о защитниках Отечества и уверены, что память о вкладе казачества в победу над фашизмом будет бережно храниться потомками, а фальсификациям истории, очерняющим образ русского казака и ставящим под сомнение колоссальную роль казачества в деле защиты Отечества, не будет места в нашем информационном пространстве.

Основной целью своей деятельности Союз казаков считает возрождение казачества в качестве самобытной исторически сложившейся культурно этнической общности людей, на принципах православия, духовного, патриотического и нравственного воспитания молодежи. С первых дней своего создания он заявил о готовности взять на себя обязанности по несению государственной службы. За период 1990-1991 г., усилиями своих лидеров А.Г. Мартынова В.В. Наумова и В.П. Безруких, организация была структурно и организационно оформлена в виде исторически существовавших казачьих войск, отдельных отделов и округов общей численностью около трех миллионов (вместе с членами семей).

Благодаря усилиям маршала Советского Союза С.Ф. Ахромеева для службы казаков были директивно определены два мотострелковых полка. Позднее генералом армии П.С. Грачевым, и Директором Федеральной пограничной службы А.И. Николаевым был решен вопрос относительно военной службы казаков в воинских частя и погранотрядах с казачьими наименованиями и частях территориальной обороны. Однако государство в лице тогдашнего его руководителя Б.Н. Ельцина и назначенного им куратора казачества Б.А. Березовского начали выстраивать лояльное себе казачество по образцу польского реестра.

В результате вместо оказания помощи и возложения на казаков государственной службы, государство разделило казаков на так называемых «реестровых» и «общественных». Не согласившись с непродуманной политикой властей наша организация, став общественной структурой сохранилась благодаря опоре на людей обладающих опытом военной и государственной службы. Мы всегда чувствовали поддержку общества и многих представителей госучреждений и неуклонно стремились достигнуть обозначенные в наших уставах и программных документах цели и задачи.

В состав Союза казаков входит и любимое приднестровцами Черноморское казачье войско. В тревожном и не так уж далеком 1992 г. казаки-черноморцы защищали республику от агрессии Молдовы на самых опасных участках боевых действий. Тогда в борьбе с прорумынским национализмом на берегах Днестра погибло 89 казаков, в том числе казаки с Дона, Кубани, Оренбурга, Забайкалья и других российских регионов. Позже казаки батальона им. А.П. Ермолова участвовали и в восстановлении конституционного порядка в Чечне.

Особое внимание Союзом казаков России уделяется научной и просветительской работе. В 2015 г. было опубликовано уже третье издание уникальной энциклопедии «Казачество». В работе над этим многолетним проектом приняло участие 140 ученых, в том числе 54 казака. Кроме того научным объединением Союза казаков «Казачья Энциклопедия» были подготовлены и изданы: исторический сборник «Казачество – щит Отечества», книга очерков о ста лучших выдающихся сынах казачества «Казачья сотня», монографии 10-лет и 20-лет Союзу казаков ,а киностудия Союза казаков «Подкова», сняла ряд документальных фильмов и в их числе «Едут, едут по Берлину, наши казаки». Многие структуры Союза казаков России в рамках дополнительного образования сумели создать и содержать на свои средства казачьи кадетские классы, проводят межрегиональные региональные фольклорные казачьи фестивали, ежегодные поездки казачат из ближнего зарубежья по историческим местам России.

Сама жизнь показала, что мы были и остаемся на правильном пути. Патриотизм вновь востребован в нашем государстве, мы же в «смутные времена» сохранили свое лицо, честь и нашу организацию «Союз казаков». Надеемся, что вскоре государство переосмыслит политику в отношении российского казачества и заострит свое внимание на деятельности общественных казачьих структур.

В наши дни анализ военно-политической обстановки показывает, что уровень военных угроз России неуклонно возрастает. США и их союзникам, преследующим свои геополитические и геоэкономические интересы не нужна сильная Россия. Латентная фаза межгосударственной конкуренции перешла в открытую борьбу, отправной точкой которой стали события на Украине. Полтора года назад на Украине сработали «мины», методично закладывающиеся в течение предшествующих 25 лет. Огульная украинизация населения, встраивание национальной политической и бизнес-элиты в сферу западных интересов позволили осуществить в 2013 г. в этом сопредельном государстве государственный переворот и развязать гражданскую войну.

Казаки понимают, что в наши дни на Украине создается плацдарм Запада для агрессии в отношении России и вместе с государствами Восточной Европы формируется военно-политический союз для уничтожения «Русского мира». Очевидно, что именно там Западом отрабатываются сетевые технологии, применить которые можно и в России. Поэтому мы должны извлечь уроки из известных событий на Болотной и Манежной площадях Москвы. Тем более, что анализ недавних войн и военных конфликтов демонстрирует высокую роль диверсионной работы. Уверен, что на современном этапе функции по охране ряда стратегических и промышленных объектов могло бы взять на себя российское казачество.

Список использованной литературы:

1. Высокобойников Г.Л., Соловов А.И. «Казачество и кавалерия в приказах Верховного Главнокомандующего (25.1.1943- 3.9.1945гг.)». М., 2005.

2.Агафонов О.В. Казачьивойска России во втором тысячелетии. М., 2002.

3. Пятницкий В.И. Казаки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 2007.


[1]  Кавад Раш Рыцари пояса Богородицы. // http://www.rospisatel.ru/rash-rizari.htm

[2]  Красная звезда от 24 апреля 1936 г.

[3]  Именно в ней казаки участовали Параде Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади (прим. автора).

[4]  Выступление Сталина по радио 3 июля 1941 г. // http://www.hrono.ru/dokum/194_dok/19410703stln.php

[5]  Цитируется по: Задорожный П.Ф. Патриотизм казачества в годы Великой Отечественной войны. // http://www.zimovaya.ru/kazachestvo-v-istorii-rossii/patriotizm-kazachestva-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

 

Источник http://www.allcossacks.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1308 :------q--xxi-q&catid=60:2010-07-09-05-46-08&Itemid=82

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//