Как казаки Рождество Христово и святки праздновали

93794353Казачий народ, как и другие православные народы, всегда дополнял богослужебный обряд своими обрядами и гуляниями (в чём-то уже переходящими меры церковных канонов, но совершаемыми от души, избытка радости, с наивным желанием прославить праздник, ну и самим порадоваться, а значит, принимаемыми Богом), вынося празднование за пределы храма и разнося его по все станице, донося, вместе с колядками до каждого куреня.

В годичном круге календарных праздников одним из наиболее любимых в народе был и остаётся двунадесятый праздник Рождества Христова. Этот светлый и радостный день ждали и дети, и взрослые. Ему предшествовал 40-дневный Рождественский (Филиппов) пост и Сочельник — последний день поста, канун Рождества.

По древнему благочестивому обычаю в Сочельник не принято было вкушать пищу до первой звезды, т.е. до наступления вечерних сумерек. В течение всего дня хозяйки неустанно хлопотали, готовясь к грядущему празднику: готовили рождественский стол, наводили порядок в домах и т.д. С наступлением вечера вкушали основные обрядовые блюда Сочельника — кутью и взвар.

«Кутья приготовляется из самых чистых отборных ячменных круп или же из риса; взвар варится из сушеных фруктов домашнего изготовления: из яблок, груш, слив, вишен и т.п.».

После посещения праздничной рождественской службы садились за праздничный стол и разговлялись.

«Жители станицы, отстояв утреню, расходятся по домам, и после этого в каждой семье происходит разговенье. Вся семья собирается в главную чистую горницу, в которой перед этим зажигают перед иконами свечи и курят ладаном. Помолившись на иконы, все степенно садятся за стол, уставленный всевозможными кушаньями, изготовленными из мяса и молока».

С празднованием Рождества Христова в казачьих станицах, как и повсеместно, в России, связаны обычаи славления, ряжения и святочных гаданий. На протяжении Святок группки детей и молодежи ходили по домам «славить» Христа.

Святочное ряжение в ст. Анастасиевской, 1989 год.

Святочное ряжение в ст. Анастасиевской, 1989 год.

«Поздравление детей состоит в пении рождественского тропаря и кондака. С поздравлением ходят все дети, преимущественно с 5 до 10 лет. Хозяева, выслушав поздравления детей, хвалят их пение, а затем, рассадив всех на пороге (чтобы куры водились), посыпают каждому в карман орехов, конфет, пряников, а состоятельные дают и деньги».

«Обходчики исполняли «божественный стих» (рождественский тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш»), за что им подавали угощение».

Святки в станице Усть-Бузулукской, 1986 год.

Святки в станице Усть-Бузулукской, 1986 год.

«На Рождество ранним утром взрослые казаки и дети ходили «славить», предпочитая зажиточные дома. Заходя в дом, пели рождественский тропарь. Славельщиков угощали булочками, яйцами, сырчиками (замороженным творогом со сметаной и ванилином), пряниками. Иногда давали деньги».

Молодежь, незамужние девушки и неженатые парни, «рядились». Основными персонажами ряжений были: медведь, коза, лошадь, лекарь, цыгане, старики и старухи, юноши не редко наряжались девушками и наоборот. Для ряжений колядующие использовали шубы и тулупы, вывернутые изнанкой наружу, маски-личины, палки, хомуты, полотнища ткани, нередко в ход шла домашняя утварь — ухваты, метлы.

«Кобыла устраивается так: два человека кладут себе палку на плечи, как водоносы и покрываются с головами белым парусом — так получается туловище кобылы. Голова же и шея изображаются лошадиным черепом, воткнутым на палку, которую держит передний над собой. Медведя изображает человек в двух вывернутых шубах; рукава одной надеваются на ноги, другой — на руки, а полами обворачивается тело. Козу представляет человек на четвереньках, покрытый вывороченной овчиной шубой, в один рукав которой всовывается палка и на конце ее привязываются две деревянные ложки: это шея, голова и рога козы».

« … ряженье турчанками, казашками, цыганками, солдатами появилось лишь в XVII-XIX вв. под влиянием военизированного быта казаков и их общения другими народами».

Ряженные ходили по домам с песнями, шутками и играми, нередко «шкодничали»: заносили в дома мерзлый навоз, пугали прохожих на улицах, разваливали поленницы дров, шумели и т.д.

В период Святок молодежь развлекалась на сиденках (вечеринках) в играх, песнях и танцах. В некоторых станицах устраивались кулачные бои и скачки.

«На Святках, по вечерам, играют в юлу»;

«На Святках рядятся. Возле станицы есть два высоких кургана, на которые в праздники зимой собираются девушки и ребята, кататься на салазках и на коньках»;

«Казаки весь период святок катались на лошадях и с гор на санях, «глызах» (замороженном коровьем навозе), бычьих шкурах. В некоторых станицах устраивались и лошадиные скачки».

Девушки гадали на «суженного» различными способами.

«…Выходят на перекрестки, подслушивают под окошками, бросают за ворота башмаки, высматривают свою судьбу на месяце, льют олово, воск, таскают с насестов петухов, садятся в снег и т.д.» .

Святочный период заканчивался крещенским сочельником, за которым следовал праздник Крещения Господня с традиционным купанием в «иордани».

Источник

//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//